ПОЛОЖЕНИЕ о школе начинающего психолога образования – “Психологическая беседка”

В ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга 19.05.2025г. для начинающих психологов школ района прошло итоговое, практическое занятие школы «Психологическая беседка» на тему «Аналитический годовой отчет – основа годового планирования работы педагога-психолога ОУ».
На встрече специалисты представили свои разработки аналитических годовых отчетов, разработанные самостоятельно с учетом методических рекомендаций.
В малых группах оживленно проходило обсуждение, психологи анализировали и корректировали материал, обсуждали рабочие вопросы, обменивались мнением, опытом.
Были подведены итоги и намечены направления работы Психологической беседки на новый учебный год.
Участники встречи выразили благодарность и признательность коллегам, кто, в столь нелёгкое порой для них время, находил время и силы посещать занятия, активно участвовать, разрабатывать материалы, делиться ими с коллегами, проводить практикумы и мастер-классы.
Было отмечено, что сотрудничество начинающих и опытных психологов, взаимопомощь и поддержка – основа профессионального роста и развития психологического сообщества в Невском районе.
В работе приняли участие 12 педагогов–психологов школ Невского района. Было принято решение, все вопросы, затронутые в обсуждениях, принять к исполнению.





В ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга 28.04.2025г. для начинающих работу педагогов-психологов в ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга прошло очередное практическое занятие школы “Психологическая беседка” на тему “Требования к составлению аналитической документации педагога-психолога ОУ”.
На занятии подробно были изучены требованиями по составлению годовых аналитических отчетов, как основы определения дефицитов и ресурсов деятельности психолога, прогноза перспективного и годового планирования работы на следующий учебный год.
Рахимова Татьяна Валентиновна, методист, педагог–психолог ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, руководитель РМО педагогов–психологов ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга на наглядном материале показала алгоритм составления аналитического отчета, его отличия от других видов отчетной документации, раскрыла особенности количественного и качественного анализов деятельности специалистов.
В групповом обсуждении были представлены отчеты психологов школ, проанализированы с учетом требований к составлению аналитической документации, изучены примерные образцы годовых аналитических отчетов. На занятии было принято решение: каждому участнику составить свой годовой аналитический отчет с учетом планирования на новый учебный год и представить его на следующее занятие для группового обсуждения, анализа и корректировки содержания материала.
Так же на встрече были затронуты вопросы планирования, организации и составления отчетной документации по проведенной в школах Неделе психологии “Весна – 2025”.
Психологи отметили, что им удалось в этом году больше привлечь педагогов, детей к командной работе, что позволило расширить рамки Недели, сделать мероприятия более масштабными и интересными.
Начинающие психологи выразили признательность и благодарность опытным психологам, которые оказывают им поддержку и помощь, делятся своим опытом работы на заседаниях РМО психологов школ.
После занятия в режиме консультирования так же были затронуты вопросы вхождения в профессию, адаптации к условиям учреждения психологов, работающих в школах не более 3х месяцев.
В работе приняли участие 12 педагогов–психологов школ Невского района. Было принято решение, все вопросы, затронутые в обсуждениях, принять к исполнению.




В ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга продолжает свою работу школа молодого специалиста-психолога “Психологическая беседка”.
10 февраля 2025 года состоялось очередное практическое занятие на тему: “Профилактика профессионального выгорания психолога в период адаптации к условиям образовательного учреждения”.
Рахимова Татьяна Валентиновна, методист, руководитель РМО педагогов-психологов школ Невского района Санкт-Петербурга в своем выступлении: “Особенности адаптации педагога-психолога в ОУ: пути самоопределения” при обсуждении темы обратила внимание психологов на риски эмоционального истощения начинающего специалиста:
– несоответствие ожиданий и запросов школы по отношению к уровню профессиональных возможностей и опыту молодого специалиста;
– трудности его вхождения и самоопределения в образовательной среде;
– педагогические установки и взгляды, особенности формирования ролей и защитного поведения психолога и педагогов;
–результаты самоопределения, внешние и внутренние ресурсы сохранения психологического и соматического здоровья специалиста.
При проведении практической части занятия психологи делились собственным опытом профилактики эмоционального выгорания и восстанавления своих ресурсов:
Спитальникова Елена Эдуардовна,педагог-психолог ГБОУ школа № 516 Невского района Санкт-Петербурга, обратила внимание специалистов на том, что эмоциональное, умственное истощение и физическое переутомление связано с длительным (хроническим) переживанием стресса на рабочем месте.
Психологу необходимо повышать свой уровень осознанности в процессе трудовой деятельности, так как основным стрессогенным фактором истощения для психолога является профессиональная перегруженность общением и межличностными стрессовыми контактами.
Елена Эдуардовна кратко познакомила коллег с теорией М. Линехан, провела технику саморегуляции “Мудрое сознание”.
Доморощина Мария Александровна, педагог-психолог ГБОУ школа № 512 Невского района Санкт-Петербурга в своем выступлении на тему “Майндфулнесс: борьба с тревожностью и поддержка спокойствия” обратила внимание на том, как можно распознать тревогу в теле и быстро восстановить свои ресурсы, применяя техники из майндфулнесс и телесной терапии (Джон Кабат-Зинн, 1979).
Участники на практике ощутили результативность представленных техник на дыхание (“Грейпфрут”), заземление (“Изюмная медитация”); телесные техники (“Тряпичная кукла и солдат”) и другие.
В обсуждении и оценке проведенной встречи педагоги-психологи выразили единодушное мнение о благоприятной психологической атмосфере на занятии, его практической направленности и продолжении работы в данном направлении.
Было отмечено, что активное участие на занятиях, выступления из опыта работы придает специалистам большей уверенности и способствует более быстрой их адаптации в психологическом сообществе педагогов-психологов школ района.





В ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга 11.11.2024г. прошло практическое занятие «Психологическая беседка» для начинающих педагогов-психологов школ района на тему «Оптимизация документооборота в деятельности педагога-психолога».
На занятии участниками были проанализированы годовые планы работы психологов школ.
Рахимова Татьяна Валентиновной, методист ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, руководитель РМО педагогов-психологов ГБОУ Невского района обсудила с психологами структуру плана работы, определение психологом запроса и проблемных зон школы, постановку целей, задач, содержания работы в течение года.
Участники «Психологической беседки», посещающие 2й год занятий, представили коллегам свои разработки годовых планов работы на 2024-2025 учебный год:
Добровольская Татьяна Викторовна, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 691 Невского района Санкт-Петербурга предоставила специалистам на обсуждение годовой план работы, разработанный на основе основных видов деятельности психолога с разбивкой по месяцам. Подробно показала структуру и схему планирования на год.
Лопаткина Светлана Николаевна, педагог-психолог ГБОУ школа №20 Невского района Санкт-Петербурга представила свою разработку структуры блочного (целевого) планирования, с разбивкой по содержанию деятельности психолога в течение года.
Групповое обсуждение и анализ представленных материалов на занятии помогали молодым специалистам выделить недочеты и определить собственные ресурсы в области планирования и ведения документации психолога.
Участники единодушны в том, что грамотно спланированная работа является залогом успеха и результативности деятельности психолога в школе. Работа «Психологической беседки» продолжается в данном направлении.






В ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга второй год для начинающих педагогов-психологов школ работает «Психологическая беседка». 23 сентября 2024 года состоялась первая организационная встреча в этом учебном году.
На встрече присутствовали как молодые специалисты, выпускники городских вузов, так и педагоги-психологи, проработавшие уже год в образовательных организациях Невского района, но желающие продолжить занятия в «Психологической беседке», чтобы поддерживать начинающих специалистов, делиться своими открытиями и наработанным опытом с коллегами.
Встреча в формате групповой работы проходила в доброжелательной, деловой обстановке. Во время знакомства участники рассказали о своем образовании, психологическом опыте работы, поделились идеями и переживаниями в период адаптации к новым условиям трудовой деятельности.
Участники определили проблемные зоны и выработали основные направления работы «Психологической беседки» на 2024-2025 учебный год:
- нормативно-методические документы, документоведение, планирование и организация деятельности психолога в школе;
- работа с категорией обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ и социальной адаптации, детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидами;
- корпоративная культура и этика субъектов образовательной среды;
- групповое консультирование, работа интервизионной группы по профессиональным и организационным вопросам;
- профилактика эмоционального выгорания, сохранение профессиональных границ, повышение самооценки специалистов.




В школе «Психологическая беседка» ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга 18.03.2024г. прошло плановое занятие для педагогов-психологов школ района.
На этот раз участники работали над темой: “Требования к составлению психологического заключения и другим видам аналитической документации педагога-психолога ОУ”.
Ульянова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, директор ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, обратила внимание специалистов на нормативные и методические требования, предъявляемые к ведению аналитической документации, подробно ознакомила с формами и видами, структурой и алгоритмом составления психологических заключений, психолого-педагогических характеристик.
Рахимова Татьяна Валентиновна, методист, педагог-психолог ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, руководитель РМО педагогов-психологов ГБОУ Невского района в рамках проводимого практикума представила примерные образцы разработок психологических профессиональных заключений по результатам диагностического обследования и психолого-педагогического сопровождения; психолого-педагогических заключений для специалистов смежных профессий, педагогов, родителей.
Педагоги-психологи, работая в малых группах, анализировали и обсуждали предложенные материалы в соответствии с нормативными требованиями. Затронули вопросы соблюдения этики и конфиденциальности, принципов доступности и “не навреди” в описании результатов. Учились переформулировать психологические и наукообразные термины в доступные формы изложения материала в психологических заключениях, разрабатывали примерные формы заключений для педагогов, родителей и обучающихся.
По мнению участников, работа на занятии была не только интересной, но и плодотворной. Все единодушно решили сохранить данный формат проведения занятий. При этом больше уделять внимания самостоятельной работе участников на занятии, а разработанные в группе материалы размещать в разделе “Психологическая беседка” РМО педагогов-психологов ГБОУ Невского района.
Материалы встречи:
Требования к составлению психологического заключения и другим видам аналитической документации педагога-психолога ОУ, И.А. Ульянова, директор, педагог-психолог. Т.В. Рахимова, педагог-психолог, методист




Очередная встреча педагогов-психологов школ Невского района, которая состоялась 12.02.2024г, была посвящена теме планирования. Акцент был поставлен на практической работе специалистов
Специалисты не только знакомились с новыми психологами, недавно устроившимися в школы, но и обсуждали вопросы эффективности планирования своей деятельности, учились составлять циклограммы работы на основе методических рекомендаций с учетом нормативных затрат рабочего времени психолога в образовательном учреждении
В работе школы приняла активное участие Кравченко Наталья Григорьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГБОУ школы № 569 Невского района Санкт-Петербурга
Наталья Григорьевна наглядно на примере своего опыта показала структуру и систему планирования психолого-педагогической работы в школе. Основой годового планирования является перспективный план работы на несколько лет, отраженный в “Программе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на период 2022-2025гг.”
Планирование предусматривает все виды и направления деятельности психолога в школе, в том числе работа с целевыми группами, опирается на затраты рабочего времени психолога
Большое значение было уделено составлению циклограммы работы, а также рациональному распределению функций с другими психологами школы
В помощь начинающим специалистам был представлен большой наглядный материал: форма годового плана, образцы плана на месяц, циклограммы, график и расписание работы психологов школы № 569. Данный материал по просьбе участников был размещен на сайте ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга в разделе школа «Психологическая беседка» для начинающих работу педагогов-психологов ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга
Все больше специалисты школ проявляют заинтересованность и неравнодушие к работе школы “Психологическая беседка”. Тематика занятий становится более практико-ориентированной, увеличивается количество участников
На занятия приходят не только психологи, работающие в школах с начала учебного года, но и новые специалисты, работающие от нескольких дней до нескольких недель. Уделяют внимание молодым психологам и активно включаются в работу специалисты со стажем работы в школе. Оказывают поддержку, готовы делиться своим опытом.
Занятия проходят в непринужденной, но деловой, доброжелательной и поддерживающей обстановке. Это помогает, вновь прибывшим психологам в систему образования, чувствовать себя более уверенными и сохранять свою профессиональную идентичность
Материалы встречи:
Документы, регламентирующие деятельность педагога–психолога
Циклограмма работы
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Примерный план к рабочей программе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Примерный план работы педагога-психолога
Примерный план работы педагогов-психологов на месяц
Примерный график работы педагога-психолога
Примерный график консультационной работы педагога-психолога
Примерное расписание групповых (индивидуальных) занятий
Примерный план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках подготовки и сдачи ОГЭ, ЕГЭ





“Профилактика профессионального выгорания и деформации психолога в период адаптации к условиям образовательного учреждения”
На базе районного методического объединения Невского района г. Санкт-Петербурга продолжает свою работу школа молодого специалиста-психолога
25.12.2023 г состоялась третья встреча участников “Психологической Беседки”.
На встрече обсуждались основные принципы профилактики профессионального выгорания и деформации психолога в период адаптации к условиям образовательного учреждения
Были затронуты вопросы формирования защитных механизмов личности при эмоциональном истощении и профессионального выгорания, особенности негативных последствий профдеформации
Рассмотрены внешние и внутренние ресурсы сохранения психологического и соматического здоровья специалиста, приемы профилактики эмоционального выгорания, психологической поддержки молодых специалистов
Интересным было обсуждение основных тенденций и перспектив развития эмоционального интеллекта, как принципиально нового элемента системы качественного изменения современного российского образования, а также дефициты в развитии эмоционального интеллекта участников образовательного процесса
В ходе работы была организована работа модульных секций по презентациям психолого – педагогических практик: «Профилактика профессионального выгорания и деформации психолога в период адаптации к условиям образовательного учреждения», “Приёмы саморегуляции и восстановления педагога психолога”
Проведен мастер-класс «Психологическая поддержка специалиста». Олешко Елена Ивановна педагог-психолог ГБОУ СОШ №641 Невского района Санкт-Петербурга поделилась собственным опытом по регуляции и восстановлению своих ресурсов в профессиональной деятельности, провела групповое мини-тренинговое занятие. Специалисты имели возможность познакомиться с упражнениями через проживание и осознание личностных ресурсов вхождения в профессию педагога-психолога образования
Материалы встречи:
Приёмы саморегуляции и восстановления педагога-психолога в период адаптации Олешко Елена Ивановна, педагог-психолог ГБОУ № 641 Невского района Санкт-Петербурга
Профилактика профессионального выгорания и деформации психолога в период адаптации к условиям образовательного учреждения. Рахимова Т.В. методист, педагог-психолог, руководитель РМО педагогов-психологов ОУ Невского района Санкт-Петербурга







18.12.2023
Особенности адаптации педагога психолога в ОУ: пути самоопределения
С октября месяца на базе районного методического объединения Невского района г. Санкт-Петербурга продолжает свою работу школа молодого специалиста-психолога.
18.12.2023 г состоялась вторая встреча участников “Психологической Беседки”.
Проект направлен на помощь молодым специалистам-психологам, только начинающим свой трудовой путь в образовательных учреждениях.
Вторая встреча была посвящена особенностям адаптации психолога в УО, пути самоопределения, в рамках которой молодые специалисты определили ряд волнующих их вопросов. Вопросы касались распределения функций в образовательной организации, взаимодействию служб, проблемам воспитания подрастающего поколения, роли родителя (законного представителя) в воспитательном и образовательном процессах и многих других.





30 октября 2023 года в ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга для начинающих работу педагогов-психологов в ГБОУ Невского района состоялась первая организационная встреча школы «Психологическая беседка». Мероприятие провели директор центра Ирина Анатольевна Ульянова и руководитель РМО педагогов-психологов ГБОУ Невского района, методист Татьяна Валентиновна Рахимова.
Встреча проходила в формате групповой работы. Во время знакомства участники рассказали о своем образовании, психологическом опыте работы в сфере образования, поделились идеями и переживаниями в период адаптации к новым условиям трудовой деятельности
Обсуждение и определение проблемных зон организации труда педагога – психолога носило дискуссионный характер
Были затронуты вопросы нормативно-правовой базы обеспечения деятельности психолога в ОУ, планирования и эффективности распределения рабочего времени специалиста, выстраивания системы работы в психологическом сопровождении и оказании помощи обучающимся, родителям, педагогам
Не менее актуальными были вопросы становления, профессионального роста и самореализации педагога – психолога, поддержания психологического здоровья и профилактики профессионального выгорания специалиста, сохранения профессиональной позиции и мотивации в работе
Обсуждение позволило определить проблемные зоны и затруднения специалистов, обозначить основные темы работы школы «Психологическая беседка».


