Я в мир удивительный этот пришел

Счастье — это когда тебя понимают…
(цитата из фильма «Доживем до понедельника»)

Под этой фразой подписались бы и взрослые, и дети. Однако, родителям надо знать, что взаимного понимания можно достичь, придерживаясь универсальных несложных и простых принципов и правил общения с ребенком с самого его рождения. Об этом пишет в своей замечательной книге «Общаться с ребенком. Как?» известный ученый и замечательный педагог Юлия Борисовна Гиппенрейтер.

Мы хотим познакомить вас, уважаемые родители, с наиболее значимыми, с точки зрения специальных педагогов (логопедов, сурдопедагогов, учителей-дефектологов) советами из этой книги.

Принципы и правила общения с ребенком

1. Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

2. Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
Примечание: неплохо то же делать и по отношению ко взрослым.

3. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Я в мир удивительный этот пришел

4. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были.

5. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.

6. Учитесь слушать ребенка (быть «активным слушателем»).
Вот некоторые правила беседы с ребенком: во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе;
во-вторых, избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Положение по отношению к ребенку и поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том;
в-третьих, «возвращайте» в диалоге то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Для этого лучше всего, если беседуя с расстроенным или огорченным ребенком, вы не будете задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например: ребенок: «Вова плохой!». Родитель: «Ты на него обиделся».

7. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

Я в мир удивительный этот пришел

8. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

9. Соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Идея такова: бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше изменить чтото вне его, в данном случае — свои ожидания.

10. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это предполагает необходимость проявления чувства меры, особую мудрость в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».

11. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

12. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

13. При требовании или запрете, необходимо его аргументировать и разъяснять. Предвидя трудность ребенка в выполнении требования, обсуждать ее с ним заранее.

14. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Я в мир удивительный этот пришел

15. Создайте запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком:
(советы из книги Чудко Л.С. «Нарушения поведения и развития у детей. Книга для хороших родителей и специалистов»)

Я в мир удивительный этот пришел
  • Отвлеките ребенка от его капризов.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
  • Предложите выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  • Задайте неожиданный вопрос.
  • Отреагируйте неожиданным для ребенка образом (пошутите, повторите действия ребенка).
  • Не запрещайте действия ребенка в категоричной форме.
  • Не приказывайте, а просите (но не заискивайтесь).
  • Выслушайте то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  • Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  • Сфотографируйте ребенка или поведите его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  • Оставьте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  • Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).