Районное методическое объединение педагогов-психологов школ Невского района

Автор: | 11.04.2025

07 апреля 2025г. в ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга состоялось очередное районное методическое объединение педагогов-психологов школ Невского района на тему: “Реализация адресной психолого-педагогической помощи в условиях школы: психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей”.

На семинаре-практикуме «Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей: проблемы, ресурсы, формы работы” был представлен опыт работы ГБОУ лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга:

Шелюховская Майя Николаевна, директор ГБОУ лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга познакомила психологов школ района с историей, традициями и достижениями лицея.

Подробно рассказала, как формируется контингент учащихся в лицее, осуществляется определение и поэтапное включение мотивированных, способных детей в углубленную программу. Отметила, что больше значение в этом играют высокие академические требования к учащимся, формирование мотивирующей среды для повышения и сохранения учебной мотивации, развитие системы дополнительного образования и клубной деятельности, выстраивание системы психолого-педагогического сопровождения.

В заключении своего выступления Майя Николаевна отметила, что ГБОУ лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга в 2024 году вошел в рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Технические, естественно-научные направления и точные науки».

Прялухин Сергей Жоржевич, педагог-психолог ГБОУ лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга в своем докладе: «Одаренные дети 2025» представил общую характеристику детской одарённости, осветил проблемы адаптации и риски дезадаптации одаренных детей.

Из опыта психологической работы с одаренными детьми Сергей Жоржевич выделил общие, свойственные для всех современных детей и специфические проблемы интеллектуально одаренных детей, которые могут приводить к дездаптации, если своевременно не оказывать им психологическую помощь и поддержку, такие как школьный негативизм, перфекционизм, лидерство, нонконформизм, депривация афилиативной потребности.

Обратил внимание психологов на кризисы одаренности: феномен «исчезающей одаренности» – кризисы интеллектуальности, мотива достижений; кризис самосознания или «звездная болезнь» – сверхзначимое отношение к себе, чувство величия и превосходства над другими людьми, неоправданно высокий уровень притязаний.

Сергей Жоржевич отметил, что в работе с родителями и специалистами психолог школы сталкивается с их типичными трудностями, такими как ожидания взрослых одарённости  ребенка во всех сферах его деятельности или отрицание одарённости вследствие поведенческих трудностей учащегося; неприятие объективного характера и игнорирование реальных трудностей ребёнка. А также завышенные притязания и требования, воспитание по типу «кумир семьи», требование исключительного отношения к ребёнку со стороны окружающих.

Системно выстроенная в школе работа службы психолого-педагогического сопровождения посредством быстрого реагирования, первичного и углубленного консультирования, оказания поддержки и сопровождения одаренного ученика на протяжении всего его обучения позволяет своевременно купировать кризисные ситуации и состояния, снижать риск дезадаптации  и добиваться высоких показателей в школьном и профессиональном обучении одаренных.

На заседании объединения был представлен опыт работы  ГБОУ СОШ № 557 Невского района Санкт-Петербурга по организации и проведению Недели психологии.

Ладошкина Надежда Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 557 Невского района Санкт-Петербурга, член ФПОР, лауреат конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга 2024, выступила с докладом: «Неделя психологии как эффективный инструмент профилактической работы педагога-психолога в школе».

Надежда Михайловна выразила свою профессиональную позицию, что Неделя психологии, как инструмент профилактической работы педагога-психолога в школе, может быть эффективным при соблюдении важных принципов системности, комплексности, целенаправленности, практико-ориентированности, интегрированности.

По ее мнению, неделю психологии необходимо включать в годовой план работы школы, разрабатывать программу заблаговременно с учетом имеющихся дефицитов в школе, общей динамики психологического комфорта в ОУ, общения с педагогами, запросов родителей и причин обращений обучающихся.

Надежда Михайловна наглядно представила специалистам свой алгоритм организации Недели психологии. Показала, как психолог, опираясь на поддержку администрации школы, становится организатором и идейным вдохновителем командной работы педагогического коллектива школы. Разрабатывает совместно с педагогами простые форматы профилактических мероприятий и наполняет их содержанием, сопровождает мероприятия, помогая участникам команды в их проведении, привлекает специалистов сетевого и межведомственного взаимодействия; наблюдает и отслеживает весь процесс.

Мероприятия, включенные в неделю, по мнению Надежды Михайловны, должны носить общий идейных характер.  Это могут быть традиционные мероприятия в рамках двух недель или продолжение заявленного маршрута ранее, профилактирующие целевые мероприятия, решающие как можно больше трудностей учреждения. Важно использовать мероприятия различного формата, учитывать возможности урочного, внеурочного и внеучебного процессов. Интегрировать материал в детско-родительскую среду посредством использования сетевых и других ресурсов.

На методическом объединении рекомендовано:

1.      Использовать материалы представленного опыта специалистов ГБОУ 344, 557 Невского района Санкт-Петербурга в психологической работе с обучающимися, родителями, педагогами.

2.      При планировании Недели психологии «Весна-2025» учитывать потребности школы, опираться на нормативно-методические рекомендации, принципы комплексности, системности и интегрированности.

3.      При организации Недели психологии «Весна-2025» использовать внутришкольные, сетевые и межведомственные ресурсы; целевую и практико-ориентированную направленность, комплексный и коллективный подходы в проведении внутришкольных мероприятий.

На РМО присутствовало: 52 специалиста ГБОУ, ГБУ ЦПМСП Невского района Санкт-Петербурга.

Материалы размещены на сайте ГБУ ЦПМСП Невского района Санкт-Петербурга в разделе РМО, в Сферум – чате РМО психологов.