Дети с ОВЗ

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий(ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Нормативные документы
по организации образования обучающихся с ОВЗ

Федеральные нормативные документы
по организации образования обучающихся с ОВЗ

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений”
Указ Президента Российской Федерации “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”
Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 “Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности”
Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 “Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам”
Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”
Информационное письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”

Региональные нормативные документы
по организации образования обучающихся с ОВЗ

Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
Распоряжение Комитета по образованию № 3863-р от 27.12.2016 «Об утверждении комплексного плана («дорожная карта») мероприятий по обеспечению доступности образования, в том числе профессионального, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы»
Инструктивно-методическое письмо КО СПб №03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 14.05.14
Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012

Документы Невского района Санкт-Петербурга
по организации образования обучающихся с ОВЗ

Комплексный план («дорожная карта») мероприятий по обеспечению доступности образования, в том числе профессионального, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы – ссылка
ПЛАН мероприятий Невского района «дорожная карта» администрации Невского района по обеспечению введения ФГОС ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Распоряжение администрации Невского района об утверждении рабочей группы по обеспечению введения ФГОС ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Примерные адаптированные общеобразовательные программы, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Комплекты примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ОВЗ

1. Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным предметам и коррекционным курсам для глухих обучающихся
2. Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
3. Комплект примерных рабочих программ для 1 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слепых обучающихся
4. Комплект примерных рабочих программ для 1 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слабовидящих обучающихся
5. Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
6. Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
7. Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного и 1 класса, адресованный обучающимся с задержкой психического развития
8. Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного и 1 класса, адресованный обучающимся с расстройствами аутистического спектра
9. Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

fgos-ovz.herzen.spb.ru – Сайт поддержки введения ФГОС ОВЗ

Организационно-методическое сопровождение введения ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕНОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) в Невском районе Санкт-Петербурга обеспечивается на основе совместной деятельности:

Отдела образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Чалганская
Любовь Ивановна
начальник отдела образования
администрации Невского района Санкт-Петербурга
5769871

ГБУ дополнительного образования Центра психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга

Иноземцева
Вероника Георгиевна
заместитель директора ГБУ дополнительного образования Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Невского района Санкт-Петербурга

4097202
Жданова
Оксана Владимировна
Методист ГБУ дополнительного образования Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Невского района Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук
4097202
Григорьева
Светлана Владимировна
методист ГБУ ДО Центра психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга
4097202

Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
администрации Невского района Санкт-Петербурга

Председатель комиссии Иноземцева
Вероника Георгиевна
заместитель директора ГБУ ДО Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга 4097202
Заместитель председателя комиссии Сергеева
Татьяна Александровна
учитель –дефектолог высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ 5849455
Заместитель председателя комиссииСавелюк
Татьяна Ивановна
учитель–логопед высшей квалификационной категории4097202
Заместитель председателя комиссииРоманова
Александра Валерьевна
учитель–логопед высшей квалификационной категории4097202

Программно-методическое сопровождение реализации
ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УМСТВЕНОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
в Невском районе Санкт-Петербурга обеспечивается
ГБОУ дополнительного педагогического профессионального образования
Центра повышения квалификации специалистов Невского района
Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр»

ГБУ ДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга и ГБОУ дополнительного педагогического профессионального образования Центра повышения квалификации специалистов Невского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр» организована система курсов повышения квалификации:

ГБУ ДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга и ГБОУ дополнительного педагогического профессионального образования Центра повышения квалификации специалистов Невского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр» организована система курсов повышения квалификации:

«ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ И ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): организация и содержание образовательного процесса» – 36 часов

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ И ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с ТНР, ЗПР, НОДН, сенсорными и аутистическими нарушениями» – 72 часа

«ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ И ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): нормативно-правовая база и механизмы реализации» – 72 часа

«Организация деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ/ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» – 72 часа

«Организация работы педагога-психолога в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ/ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» – 72 часа

Программно-методическое сопровождение реализации
ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕНОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
в Невском районе Санкт-Петербурга осуществляется
при методической поддержке:

Кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПБ АППО (вкладка «Методические материалы») Института проблем инклюзивного образования МГППУ

в разделе «Библиотека»(ссылка)можно ознакомитсядокументами, методическими рекомендациями, научными обзорами, статьями по вопросам образования обучающихся с ОВЗ

в разделе «Мультимедиа-Коллекция»(ссылка)можно ознакомиться с материалами прошедших вебинаров, семинаров и конференций

в разделе «Вебинары» представлена возможность ознакомиться с материалами вебинара

Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области

в разделе «ФГОС» представлены документы, презентации, публикации

в разделе «УМК» представлен учебно-методический комплекс (УМК) с целью оказания помощи педагогам и родителям в разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Сетевое и Ресурсное взаимодействие реализации ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕНОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) в Невском районе Санкт-Петербурга обеспечивается за счет вариативных форм

Городские, районные обучающие семинары, на которых педагоги знакомятся с нормативными документами, представляют и презентуют опыт работы внедрения стандартов.

Стажировочные площадки – модель распространения эффективного педагогического и управленческого опыта образовательного учреждения. В Невском районе одной из стажировочных площадок является ГБОУ школа-интернат № 31 , которая участвует в апробации ФГОС ОВЗ уже с 2015/16 учебного года. На базе данной школы в текущем учебном году прошло несколько значительных мероприятий позволяющих изучить педагогический и управленческий опыт при разработки специальных условий, подходов к организации образовательного процесса и программного материала по введению ФГОС ОВЗ

Перспективные направления сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС ОВЗ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и адаптированные образовательные программы (инклюзивное образование) для обучающихся с ОВЗ и учреждений дополнительного образования:
– участие в мероприятиях по введению ФГОС (например, реализация внеурочной деятельности), предполагающий обмен информацией с различными участниками образовательного процесса;
– участие в медиапроектах и телекоммуникационных олимпиадах;
– организация совместной проектной деятельности;
– межличностное общение по школьной проблематике на форуме;
– психолого-педагогическое сопровождение педагогов общеобразовательных школ, работающих с детьми с ОВЗ;
– организация психологической, педагогической и социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ;
– интенсификация освоения учащимися образовательных программ по базовым предметам учебного плана;
– дополнение или расширение возможности для совершенствования методической базы и пополнения запаса наглядных средств обучения;
– расширение спектра образовательных услуг в системе дополнительного образования, а также в сфере оказания платных образовательных услуг и др.

Ресурсная методическая служба, созданная на базе ГБО ДО Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга, обеспечивает взаимодействие членов рабочих групп/ответственных за организацию подготовки к введению ФГОС ОВЗ в образовательных учреждениях нашего района, обмен мнениями, диссеминацией опыта работы.

Цель работы службы: методическое сопровождение образовательных учреждений Невского района по формированию профессиональных компетенций руководящих работников и педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

Задачи работы службы:
– изучение основных стратегий ФГОС ОВЗ, осмысление руководящими и педагогическими работниками собственной роли при их реализации;
– выработка общих позиций по проблемам внедрения ФГОС ОВЗ;
– анализ условий и готовности образовательных учреждений для реализации ФГОС ОВЗ, выявление проблемных областей и выработка предложений по их решению и приведению в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ;
– корпоративное обучение членов педагогического коллектива (профессиональная переподготовка и повышение квалификации), с учетом требований ФГОС ОВЗ
– организация деятельности педколлектива по обновлению условий и содержания образовательного процесса и внутришкольного учебно-методического сопровождения (рабочие программы, программы коррекционно-развивающей работы, внеурочной деятельности и др.);
– создание условий по изучению современных подходов, технологий, методов в организации образовательно-реабилитационной среды в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

Контактные телефоны:

Иноземцева
Вероника Георгиевна
Заместитель директора ГБУ дополнительного образования Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог высшей квалификационной категории

4097202
Жданова
Оксана Владимировна
Методист ГБУ дополнительного образования Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук, учитель-логопед высшей квалификационной категории 4097202
Григорьева
Светлана Владимировна
Методист ГБУ ДО Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга учитель-дефектолог высшей квалификационной категории 4097202