В помощь социальному педагогу

Проект Я - могу!

Структура деятельности педагогического коллектива по профориентации детей с ОВЗ

Запись вебинара Профориентационное сопровождение и социальная адаптация инвалидов и лиц с особыми возможностями здоровья

Бейнарович К.К. К вопросу профессиональной ориентации слабовидящих обучающихся с ОВЗ

Смирнов А.Д. Опыт профессиональной адаптации обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в рамках инклюзивного обучения в профессиональном образовательном учреждени

Моносова Е.В. Потенциал и мотивация граждан, имеющих инвалидность, при поиске работы и трудоустройстве

Методики педагогу

Модель организации профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в школах и учреждениях интернатного типа

Образцы документов, которые могут понадобиться педагогу
по профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья

Карта психологического изучения ребенка
Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога (в месяц)
Акт контрольного обследования условий жизни и воспитания подопечного
Карта личности
Карта обследования жизненного пространства ребенка
Карточка индивидуального изучения и учета подростка
Паспорт неформальной подростковой группы
Паспорт пространства развития в микрорайоне
Паспорт пространства развития ребенка в семье
Паспорт пространства развития ребенка в школе, образовательном пространстве
Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы. Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте
Психологические особенности и задачи развития в ранней юности (психолого-педагогическая характеристика старшеклассника)
Примерная схема характеристики ребенка
Примерная характеристика микрорайона школы
Схема изучения социальной истории личности

Методы и методики по профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья

Тест оценка профессиональной деятельности социального педагога (оценка творческого потенциала)
Тест-опросник оценки «Социально-коммуникативной компетентности социального работника»
Анкета «Психологический тип родителя» B.B. Ткачева
Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» B.B. Ткачева
Методика «История жизни с проблемным ребенком» В.В. Ткачева
Анкета «Воспитанность и социальное становление личности учащегося»
Анализ воспитанности детей в семье
Беседа – интервью для изучения психологических особенностей личности «трудных» школьников
Характеристика пространства неформального общения ребенка
Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов)

Психолого-педагогический аспект профориентации включает в себя
• воспитание положительного отношения и готовности к трудовой деятельности,
• воспитание социально значимых мотивов выбора профессии,
• формирование профессиональных интересов и склонностей,
• изучение и оценку индивидуальных и профессиональных качеств личности,
• информирование о необходимых знаниях, позволяющих выбрать профессию обоснованно,
• оказание практической помощи при выборе профессии.

В содержание организационного аспекта входят:
• координация профориентационных мероприятий и усилий коллективов и специалистов по трудовому воспитанию и профориентации молодежи, вовлечение в нее всех организаций и предприятий;
• контроль, анализ и корректировка работы;
• совершенствование материальной базы и тому подобное.

Педагогический аспект профориентации связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов молодежи.

В современных социально-экономических условиях нашей страны возрастает роль профессионального самоопределения и становления личности, а эффективность процесса социализации человека с ОВЗ в обществе зависит от двух составляющих:
•с одной стороны – от рационального профессионального самоопределения;
•с другой – от адекватного развития профессиональной сферы самого общества.

Проблемами подготовки обучающихся к выбору профессии в истории отечественной педагогической науки уделялось немало внимания (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. и др.).

В настоящее время в отечественных исследованиях профессиональное самоопределение рассматривается в русле различных направлений: философского, социологического, профориентационного, отличающегося практической ориентированностью.

Сегодня в научной литературе подробно описаны современные подходы к профессиональной ориентации молодых людей. Принципы и методы профориентационной работы с молодежью описаны в публикациях (Головахи Е.И, Зарецкого В.К., Зюзько М.В., Климова Е.А., Митиной Л.М., Пряжникова Н.С., Романовой Е.С., Савиных В.Л., Симоненко В.Д. и др.).

В педагогической науке накоплен некоторый опыт по рассматриваемой проблеме, складывающийся из противоречивых мнений:
ряд авторов (Кавокин С.Н., Малофеев Н.Н., Мамайчук И.И., Мартынова Е.А., Никитина М.И., Птушкин Г.С., Станевский А.Г., Старобина Е.М., Храпылина Л.П. и др.) анализируют многочисленные факторы, препятствующие профессиональному выбору оптантов-инвалидов;
другие авторы делают вывод, что правильно нацеленный личностно-ориентированный психолого-педагогический процесс будет положительно влиять на профессиональный выбор инвалида, обеспечивая ему возможность занять в жизни свое достойное место.

Несмотря на теоретический анализ, практический опыт педагогов, психологов, работающих с лицами, имеющими ОВЗ, показывает:
• деятельность в этом направлении носит несистематический характер;
• не учитываются индивидуальные особенности и возможности оптантов-инвалидов;
• недостаточность теоретического и методического обеспечения процесса педагогического содействия профессиональному самоопределению молодежи с ОВЗ;
• помощь в профессиональном самоопределении ограничивается знаниями и занятиями на уроках технологии в массовых школах и в мастерских школ-интернатов;
• отсутствует коллегиальность в принятии решений.

Педагогам предлагается «Профориентационная карта обучающегося» – документ, заполняемый на школьника с 1 по 11 класс, абитуриента, студента. Карта может заполняться на отдельных бланках за каждый период/год, на усмотрение педагога. Заполнение карты поможет в процессе профориентационной деятельности:
• выявлять индивидуальные особенности;
• корректировать деятельность по его выбору профессии;
• давать обоснованные рекомендации по совершенствованию определенных личностных качеств.

Карты обучающихся позволят педагогам:
• определить наиболее эффективные методы воспитательной работы;
• проследить динамику профессиональных намерений обучающихся;
• дать рекомендации выпускникам, абитуриентам, студентам по адекватному выбору профессии, построению карьеры, трудоустройства.