Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи
Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, ул. Новоселов, д. 11, лит. А
(812) 409-72-04 - дежурный психолог
(812) 409-72-01, 409-72-02 - ТПМПК

сидим дома

 

Педагогам и специалистам

 

 

 

О коронавирусе и мерах безопасности

Рекомендации по профилактике гриппа и ОРВИ в детских общеобразовательных организациях. Письмо Роскомнадзора от 7 февраля 2020 года N 02/1814-2020-23 и Минпросвещения от 7 февраля 2020 года N СК-32/03
Информация о коронавирусной инфекции на сайте Минздрава РФ

 


 

Памятка для родителей (законных представителей) по вопросам выявления ранних признаков суицидального поведения у несовершеннолетних

Памятка для родителей (законных представителей) по вопросам выявления ранних признаков суицидального поведения у несовершеннолетних. Правительство Санкт-петербурга, Комитет по образованию, ГБУ ДПО СПб АППО, 2019

 


 

Презентация ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга

Презентация ГБУ ДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Невского района Санкт-Петербурга.
Ульянова И.А., директор центра

Вебинар "Особенности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями"

Вебинар

Вебинар "Особенности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями"

27 апреля 2020 г.

 

 

 


 

Рекомендации по организации взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации механизма раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся образовательных организаций, разработанные ГУНК МВД России

Рекомендации по проведению тренингов, связанных с участием несовершеннолетних и молодежи в социально-психологическом тестировании, медицинских профосмотрах и медицинских освидетельствованиях в ходе оперативно-профилактических мероприятий

Вебинар "Наркопреступления в сети интернет"

Вебинар

Вебинар "Наркопреступления в сети интернет", актуальные вопросы профилактики наркотизации несовершеннолетних.

Колесникова Е.П., УНК ГУ МВД России по СПб и ЛО

20 апреля 2020 г.

 

 


 

Вебинар "Социальное проектирование. Постановка проблемы и её актуальность"

Вебинар

Вебинар "Социальное проектирование. Постановка проблемы и её актуальность",

Архипов Михаил Игоревич, педагог-психолог, заместитель директора по УВР ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга

15 апреля 2020 г.

 

 


 

Вебинар "Современные разновидности психоактивных веществ"

Вебинар

Вебинар "Совеременные разновидности психоактивных веществ",

Архипов Михаил Игоревич, педагог-психолог, заместитель директора по УВР ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга

15 апреля 2020 г.

 

 


 

Вебинар "Факторы риска и факторы защиты в формировании аддиктивного поведения"

Вебинар

Вебинар "Факторы риска и факторы защиты в формировании аддиктивного поведения",

Солнцева Наталья Евгеньевна, врач-психотерапевт ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, семейный психотерапевт, психиатр-нарколог, преподаватель Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, к.п.н.

13 апреля 2020 г.

 


 

10 поз и движений, которые спасают от стресса

10 поз и движений, которые спасают от стресса

Тело специфически реагирует на стресс. В нем есть точки и места, которые особенным образом восприимчивы к его проявлениям. Зная, как это происходит и в "теле" и в "голове" можно управлять этим процессом и делать так, чтобы влияние стресса было менее болезненным.

Другими словами, когда человек находится в стрессовой ситуации его тело реагирует на это ровно так же, как и голова. Услышав угрозу или крик в свою сторону, мы эмоционально на это реагируем - я волнуюсь, я боюсь, я злюсь, а в теле происходят свои реакции - сжатие мышц, сосудов, учащенные дыхание и сердцебиение и т.п. И все это взаимосвязано.

И понимая как, т.е. где в моем теле возникает напряжение или дискомфорт в связи с напряженной ситуацией, я могу влиять на это, облегчая свое состояние.

далее

Сегодня, я решила остановится на 5-ти наиболее частых симптомах стресса, как хронического так и острого и дать 10 движений и поз тела, выполняя которые можно довольно быстро почувствовать себя лучше и спокойнее. Головная боль Часто встречается при стрессе и вызвана чрезмерным напряжением, спазмом сосудов и/или мышц головы или шеи. Соответственно, которые нужно расслабить.

1. Поза : "Меня нет, я в домике".
Необходимо закрыть глаза и положить голову на руки, сложенные перед собой. Отпустить шею и плечи и спокойно дышать. Это поможет убрать напряжение с шеи и расслабить мышцы, которые поддерживают голову. При уменьшении напряжения усилится приток крови к голове, что будет способствовать расслаблению мышц и сосудов и уменьшению симптома.

2. Движение: "Махи крыльями".
Следует стать прямо и расставить руки в стороны, начиная движение от плеча поднимайте их вверх и опучкайте вниз, либо совершайте круговые движения в плечах, с акцентом назад. Чтобы лучше это сделать, попробуйте представить, что руки это крылья, длинные (руки выпрямлены полностью) либо короткие (руки согнуты в локтях) и двигайте так, как-будто вы взлетаете либо летите. Это движение поможет расшевелить зажатые мышцы шеи и плеч, усилит приток крови и соответственно, кислорода к голове. Поможет снять напряжение. Раздражение Выражается недовольством, повышенной чувствительностью к минимальным раздражителям, неспособностью сдерживать негативные эмоции. А также желанием "нарычать", одернуть, крикнуть, сделать замечание, расплакаться или рассмеяться. Требует выхода эмоции наружу, дабы не копить внутри.

3. Поза: "Не стоять - нападать!"
Поскольку раздражение и связанные с ним негативные эмоции - злость, гнев, обида, отчаяние и др., очень сильны, то будучи неподвижным с ними справиться будет сложно. Им нужно дать выход, хотя бы частично, поэтому не стойте, ходите и периодически принимайте позу "нападающего медведя" - руки вверх и широко расставлены, ноги тоже стоят широко и устойчиво, чуть согнуты в коленях, лицо - выражает готовность к нападению. Держим секунд 5 и опять ходим.

4. Движение: "Удары лапами и стойка".
Не выходя из образа медведя, начинайте махать лапами, т.е. руками. Вкладывайте всю силу в удар и выдыхайте при этом. Наносите их не только вперед, но и с боку, как-бы сбивая что-то с полки, с поверхности перед вами. Когда устанете, подходите к стене и с силой упирайтесь руками в нее, а ногами в пол и затем расслабляйтесь. Беспокойство и тревога Частые спутники стресса, вызванные тем, что нарушена ваша привычная и спокойная обстановка, и ситуация носит потенциальную опасность. Тело мобилизуется и ищет защиты. Поэтому нужно успокоиться и вернуть себе чувство безопасности.

5. Поза: "Объятие".
Это можно сделать стоя или лежа и обнять подушку, например, или большую игрушку, а еще обхватить самого себя, в идеале кого-то из близких. И так задержаться на пару минут, закрыв глаза и восстанавливая глубокое дыхание. Эта поза дает ощущение покоя и защищенности.

6. Движение: "Топтать ногами и упираться".
Начинайте переступать с ноги на ногу, желательно босиком и плотно прижимая стопы к полу, можно также слегка приседать и упираться двумя ногами в пол изо всей силы. При этом постарайтесь равномерно дышать животом. Это движение поможет вам заземлиться и переключить внимание с головы в тело, что принесет больше спокойствия. Дискомфорт в спине Возникает в результате длительного напряжения и как следствие, мышечного спазма, который в свою очередь ограничивает подвижность того или другого участка спины, вызывая дискомфорт.

7. Поза: "Лечь на пол на спину или откинуться на стуле".
Главное - это расслабить мышцы спины, поэтому и нужно занять позу, в которой это будет возможно и немного отдохнуть. Это поможет, если проблема не носит постоянный характер. А если это так, то это будет требовать выполнения большего количество упражнений и на постоянной основе, т.к. избавиться от хронического мышечного напряжения гораздо сложнее.

8. Движение - дуга вниз.
Поставьте ноги на ширине плеч носками слегка вовнутрь, согните немного колени и наклонитесь вниз. Пальцами слегка коснитесь пола ,чтобы удерживать равновесие и расслабьте шею и плечи, глубоко дышите ртом. Задержитесь в это положении на секунд 30-40. Онемение конечностей Происходит из-за централизации кровообращения, когда вся кровь приливает к жизненно важным органам - сердцу и головному мозгу. Это специфическая реакция на острый стресс. Также может быть из-за хронического мышечного напряжения, сидения в зажатой позе и как результат, нарушения кровотока к конечностям.

9.Поза: "Звездочка"
Сядьте на стул или лягте, при этом не скрещивайте рук и ног, как звездочка. Постарайтесь расслабиться и спокойно глубоко дышать. При этом вы можете сжимать кулачки и стопы ног или делать круговые движения ими, усиливая приток крови. Не эффективна при острой стрессовой ситуации. В этом случае поможет ходьба или "тряска".

10. Движение: "Тряска".
Станьте и займите устойчивую позу, широко поставив ноги и согнув их в коленях. Начинайте трясти руками и увеличивайте постепенно амплитуду. Затем переходите с ноги на ногу и трясите каждой стопой по очереди. При желании включайте поэтапно в тряску бедра, попу, живот и плечи, а также голову. Не забывайте хорошо дышать. Делайте это аккуратно, особенно в первый раз, чтобы резко не дернуть шеей, например, и не было защемления. Это очень приятное и полезное упражнение, улучшающее приток крови, энергии и хорошего настроение. А плохое настроение и негативные эмоции вытряхиваются при этом наружу .

Итак у нас получилось 10 упражнений и поз, любое из которых можно адаптировать для выполнения и на работе и дома. Очень рекомендую включать музыку для этого и по возможности подстраиваться под ритм. Во время выполнения также старайтесь отключить голову и не думать ни о чем. И пусть стрессы в вашей жизни будут только положительными.

© Елена Мищенко
Источник

 


 

Как бороться со стрессом в условиях самоизоляции

Как бороться со стрессом

 

Вебинар "Как бороться со стрессом в условиях самоизоляции",

Шингаев С.М., заведующий кафедрой психологии, доктор психологических наук, доцент; СПб АППО.

 

 

 

 


 

III Городской конкурс страниц «Службы школьной медиации» официальных сайтов общеобразовательных учреждений г. Санкт-Петербурга 2019-2020 года

Службы школьной медиации Уважаемые руководители школьных служб медиации!

ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района приглашает вас принять участие в III Городском конкурсе страниц «Службы школьной медиации» официальных сайтов общеобразовательных учреждений г. Санкт-Петербурга 2019-2020 года!
Конкурс нацелен на формирование общего информационного пространства, поддержку и распространение инновационных разработок и эффективного опыта служб школьной медиации общеобразовательных учреждений средствами интернет-технологий.

Конкурс проходит в 3 этапа:

подробнее

I этап – 01.04.2020 – 20.04.2020 - подача заявок от ОУ города и размещение конкурсных материалов (ссылки на страницы сайтов ОУ) на официальном сайте ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района.

II этап
14.04.2020 – 26.04.2020 - открытое голосование всех желающих на сайте ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района.
14.04.2020 – 26.04.2020 - работа экспертной комиссии (жюри).

III этап – 30.04.2020 - подведение итогов, объявление результатов конкурса.

Для участия в Конкурсе необходимо прислать заявку (скачать шаблон заявки), а также ссылку на страницу СШМ на официальном сайте ОУ на электронную почту организаторов: ppms.vo@yandex.ru.

Положение о Конкурсе здесь.

 


 

Вебинар "Организация профилактической работы в образовательной среде"

Вебинар

Вебинар "Организация профилактической работы в образовательной среде",

Архипов М.И., педагог-психолог, заместитель директора по УВР ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга

9 апреля 2020 г.

 

 


 

Рекомендации специалистов нашего Центра


Приемы формирования мотивации детей к цифровым форматам образования у обучающихся средней школы.
Основные рекомендации взрослым по психологической самопомощи в период самоизоляции.

Будьте здоровы, берегите себя, родных и близких вам людей!
С уважением, специалисты ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга.

 

Методическая поддержка педагогических и руководящих работников системы образования Санкт-Петербурга

СПб АППО

Методический марафон «Цифровая трансформация – грани профессионального мастерства»

Расписание информационно-методических и учебных вебинаров – кафедра психологии

 

 


 

Рекомендации для специалистов психологической службы

Рекомендации Министерства просвещения РФ для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)


 

Методические рекомендации об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования

Об утверждении методических рекомендаций об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга


 

Вебинар Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

СПб АППО

Вебинар Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 03.04.20 СПб АППО. Методический марафон: Цифровая трансформация - грани профессионального мастерства

Презентации вебинара

 


 

Уважаемые коррекционные педагоги!

БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР 10 апреля В 18.30 бесплатный вебинар!

О вебинаре: Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции. Взаимодействие пяти органов чувств - это сенсорная интеграция для дошкольников. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. «Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.

Программа:- Из истории возникновения метода сенсорной интеграции
- Как отреагировать и понять, что у данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации
- На что нацелена помощь при использовании метода сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога и психолога

Кому: психологам, логопедам, дефектологам, студентам дефектологических факультетов

Записаться на вебинар


 

Игровая терапия онлайн: работаем с детьми и не только

Игровая терапия онлайн

Автор: Лифорт Виолетта Витальевна

Коллеги, работая с детьми онлайн, очень важно создать безопасное пространство. Я предлагаю рассказать друг другу о том, как мы создаем такое безопасное терапевтическое пространство. Я начну с рассказа о том, как я работаю и что для меня важно сделать, чтобы обеспечить это.

Создание терапевтического пространства онлайн

1. Еще до того как взять ребенка в терапию, я выясняю, могут ли быть выполнены непременные условия связи (если хоть одно отсутствует, я не беру):

Устойчивый интернет,
Свой логин и пароль для ребенка (я в «Скайпе» работаю).
Камера (я не настаиваю на наушниках, кому как удобно, я сама часто работаю без наушников, мне удобнее без них).
Отдельная комната с закрытой дверью, куда никто не будет входить во время сессии.

подробнее

2. Одежда. Как терапевт не выходит на сессию онлайн в домашней футболке, так и клиент должен «собираться» на сессию, даже если она проходит в его же комнате. Причем, взрослые клиенты (у меня по крайне мере) это делают по умолчанию, а дети часто выходят в домашней одежде. Поэтому я на организационной встрече обговариваю с родителями этот момент, предлагаю выделить специальную футболку, например, которую ребенок одевает только на терапию, или это может быть любая одежда, но так, как если бы они собрались ко мне в кабинет.

3. Так как я не могу предоставить маркеры, листочки, краски, пластилин, я предлагаю заранее такой набор организовывать перед каждой сессией. Не факт, что мы каждый раз будем этим пользоваться, но пусть будет под рукой, и пусть в момент сессии не лежат на столе тетрадки и учебники.

4. Ритуалы. С некоторыми детьми мы используем специальные ритуалы, что помогает символически начать и закончить сессию.
С некоторыми детьми мы в самом начале делаем поделку «НЕ ВХОДИТЬ» (я как-то чувствую, нужно это или нет), которую они потом вешают на дверь во время сессии, кто-то пользуется ею постоянно, по мере необходимости. Некоторым детям важно убедиться, что их не слышно, когда они говорят. Тогда делаем так – они переключают звук с наушников на колонки, делают громкость обычного разговора, я начинаю что-то говорить (считать, например) они выходят из комнаты и закрывают дверь. Такой вот тест. Иногда, если вижу, что ребенок напряжен, я не жду , пока он додумается до этого теста, сама предлагаю так сделать. После этого сильно проще становится работать.
Ну и, если есть выбор комнаты где разместиться, хорошо, когда дверь в комнату находится за спиной клиента и я могу видеть её в камеру. Сколько раз было, что дверь не закрывается на замок! И не спасает ни табличка, ни договоренности - входит кто-то, кто забыл, кому очень надо и т.д. Часто ребенок замечает, но иногда не замечает и не слышит (особенно, если надеты наушники и он увлеченно рассказывает что-то). Тогда я могу сказать, что в комнату кто-то вошел.

Игры с детьми на терапии

Сфотографировала мои психологические атрибуты и моего ко-терапевта (без него бы я уже давно пропала). С некоторыми взрослыми, надо сказать, он тоже был просто незаменим онлайн.

Обосновывая игры, я начинаю с себя и говорю, что мое самое любимое занятие в жизни – играть (это правда!) . Спрашиваю, какие игры знает/любит ребенок. Первая игра, в которую мы играем «Города» – составляем список всех известных нам обоим игр, называя по очереди (если кто-то из нас не знает, что за игра и как играть – объясняем друг другу), потом говорю, что во многие игры можно играть в Скайпе (человек удивляется), говорю, что, если будет желание, в этом можно убедиться на практике. А ещё можно самим придумывать игры, которых раньше не было, но если мы придумаем – они появятся. Вот как-то так всё начинается.

1. Игра «Черное/белое». Я беру 2 кристаллика разных цветов (черный и белый – просто логично). Показываю их и объясняю правила. Если клиент угадает белый – я задаю «радостные» вопросы, если черный «грустные». Получаю согласие. Зажимаю их в кулаки, руки выставляю перед камерой, и прошу выбрать левую или правую, убеждаюсь, что поняла правильно, и раскрываю руку тут же перед камерой. Вопросы на белый кристалл (зависит, конечно, от возраста и от многого другого), если очень в общем, начинаю с простых: «твое любимое блюдо, время года, урок в школе?», «чем больше всего нравится заниматься?», «какое самое хорошее событие, которое произошло сегодня/за неделю/летом/у бабушки?» и т.д., потом посложнее можно «что тебе больше всего нравится в себе, в друге, в маме, в этой игре?», «самый интересный и добрый сон?», «что больше всего радует в семье, с мамой/папой… другом?» и т.д. Если черный кристалл, соответственно – самый ужасный урок, самое нелюбимое время года – это на начало. И в продолжение «какое самое грустное событие» и «что огорчает в отношениях с …?». Некоторых клиентов могу спросить о наших отношениях или о терапии, и в первом, и во втором варианте. Так как выбор происходит случайным образом, то получается интересно и не нудно. Потом, когда игра заканчивается, предлагаю обсудить, расспрашиваю подробнее или сразу по ходу игры могу развить тему.
По опыту – они все, когда входят ко вкус игры, хотят отгадать черный кристалл.
Чтобы не было всегда одно и то же, для этой же игры использую кубик -чётные/нечётные числа (как мы бросаем кубик расскажу ниже), использую монетку, которую зажимаю в одном из кулаков также перед камерой по принципу «угадал/не угадал». Возраст детей, с которыми я играла в эту игру – 8-17 лет.

2. Кубик. Тут бесконечное множество вариантов. Как «бросаю» кубик – кручу его быстро-быстро перед камерой, ребенок должен сказать «стоп» я останавливаю движения (замираю) и раскрываю пальцы (всё перед камерой). Эта механика тоже срабатывает с детьми любого возраста).
Первая игра – «Числа»: используются числа на кубике. Например, выпадает«4» - «4 качества, которые ты ценишь в людях?», «Как ты относишься к оценке 4?», «Чего есть в мире по 4?» ну и т.д. Например «1» - «В чем мы лучший/брал первое ?» и т.д., «Где тебе хотелось бы быть единственным?» (прекрасно выходим на тему сиблинговой ревности). Опять же, без игры до скончания века можно ждать когда тебе 10-ти 12-ти летка по Скайпу расскажет «Я так ревную маму к младшей сестре», нет кто-то расскажет конечно…. Или, если «1», можно обсудить тему одиночества. Ну и так со всеми цифрами - по принципу ассоциаций или перечислений.
Вторая игра - «Список». Пишется список тем, о чем можно было бы сегодня поговорить (или при мне, или может ребенок написать заранее). Если кубик шестигранный – то 6 тем. Присваивая каждой теме цифру от 1 до 6. Также пишется список игр, например, в которые можно поиграть здесь на сессии (6 штук). Это не первые сессии. Сначала играем «Угадай в какой руке предмет. Угадывает – играем, нет – разговариваем. На какую тему говорить или в какую игру играть - определяет кубик. Это двухходовка. Можно и один список написать того или другого, и кубиком определять.
Третья игра - «Вспомнить и рассказать». Броском кубика определяется количество событий, которые нужно рассказать за время сессии, или количество тем, которые «нужно» обсудить. «1» - что самое важное и единственное, что тебе хочется сегодня мне рассказать. «3» - три темы, можно по мере важности распределить, и начать с самой важной. «6» - это сложно. Тогда составляется список из 6 тем, и или по приоритетам или вариант игры «список».
Четвертая игра - «Какой я». У меня есть заранее список вопросов (я не придумываю, из тестов разных копирую), 66 вопросов (можно 6, тогда всё сильно проще, их можно и самим придумать). Я пишу 66 – так как в эту игру играю с подростками, 6 вопросов для них очень мало). Это могут быть утверждения – как в тестах бывает. Почему 66 – потому что кубик определяет номер вопроса, на который нужно ответить. Заранее обговариваю, что первые 10 никак не могут выпасть случайно, если будет желание их можно просто пообсуждать, без кубика. Нужно два кубика: один кубик определяет первую цифру, второй кубик – вторую, можно один кубик просто два раза бросать. Соответственно также вопросы под номером 20, 30, 40, 50, 60 тоже останутся без внимания. Их тоже можно просто отдельно пообсуждать.
Пятая игра - «Машина времени». Я играла с детьми возраста 10-17 лет. Сначала делаем или рисуем машину времени. Мне в камеру ребенок показывает, рассказывает о ней. Потом я беру 2 кубика. Беру обычно красный и зеленый. Спрашиваю, какой кубик будет оправлять в будущее, какой - в прошлое (соответственно на что выбран красный: у меня фантазия, что это опаснее). Определили, какой цвет. Потом я зажимаю в кулаке по кубику (по принципу игры «Черное/белое») руки перед камерой, выбор, открываю, «бросаем», количество точек определяет на сколько лет мы отправимся в прошлое или будущее, соответственно. Ну, там уже по ситуации разговариваем.
Если человек попадает в будущее, я прошу рассказать, что он видит перед собой, когда выходит из машины времени. Я обычно прошу описывать по принципу «Расскажи, что ты видишь, какое время года? Куда ты приземлился, это улица или помещение? Если улица, спрашиваю, что за улица, знакомая или нет, куда идешь, что чувствуешь, кто рядом?» и т.д. Как будто ребенок смотрит про себя фильм. После путешествия я обязательно снова прошу вернуться к машине времени, намеренно показываю кубик другого цвета, такое же количество точек (мы как-бы в прошлое возвращаемся) и попадаем в настоящее. На нашу терапию. Обсуждаем «увиденное».
Если человек попадает в прошлое, просто прошу вспомнить событие которое было 1-6 лет назад (кубик определяет). Если знаю, что сложность с «рассказать», прошу нарисовать, а я буду отгадывать что это за событие нарисовал ребенок или он сам расскажет, что нарисовал.
Я хочу отдельно отметить, что это точно не инструкция, не руководство к тому «как надо», это то, что есть у меня и чем мне захотелось поделиться. У каждого из нас свои клиенты, свой опыт, и мне интересно узнать мнение коллег, насколько по-вашему уместны такие игры, а когда нет. Я не пишу тут также про тонкую грань, где заканчивается игра и начинается отыгрывание и избегание. Но ведь при желании «убежать» можно и в разговоре. И даже тишина бывает очень разной, в том числе, и онлайн.

Хочу рассказать об игре «Чаша жизни» - так её назвала девочка-подросток 13 лет, с которой мы эту игру и придумали, играли три месяца на начальном этапе терапии, которая всего длилась 1,5 года с сеттингом 2 раза в неделю и перерывом на лето. Работали всегда онлайн, за исключением первой встречи (девочка из Петербурга).
Изначально я хотела использовать известную технику «Колесо баланса», чтобы и мне, и девочке стало понятно, чем ей может быть полезна терапия в целом и я лично (так как изначально мама решила что девочке нужен психолог, а у неё же, как у многих подростков, «всё норм»).
Кратко про «Колесо»: рисую круг, делю на 8 секторов, человек называет 8 значимых для него областей жизни (друзья, школа, отношения, здоровье, творчество, путешествия) и т.д. Моя клиентка вошла во вкус и через какое-то время добавила такие сектора: доброта, ответственность, независимость, искренность, нежность. Я понятия не имела, что из этого получится, но шла за клиентом. Ведь у нас была «исследовательская лаборатория». Так мы договорились на первой встрече, когда я объясняла чем может быть терапия для неё.
После того как секторы обозначены, я прошу оценить каждый по шкале от 1 до 10, где 1 – совсем всё плохо, а 10 – просто идеально. После того как баллы проставлены я расспрашиваю отдельно про каждый сектор, если не «10» (а в основном не 10), спрашиваю чего не хватает, что не так, спрашиваю как выглядит 10 в этой области жизни. Это занимает обычно 2-3 сессии. А потом начинается игра (до этого я ещё не знала, что мы придумаем игру).
Она написала название каждого сектора на отдельной бумажечке, закрутила и положила всё в одну чашу (я просила выбрать красивую, надежную, ну, вы понимаете, да?). Потом из этой чаши она вытаскивала по одной скрутке. Обычно мы успевали за 50 минут отыграть 1 сектор.
Как это происходило: у каждого сектора были какие-то свои фишки, задания, вопросы, но всегда был один момент. И его можно использовать отдельно, не только в этой игре. Я просила найти картинку в Интернете, которая символизирует для неё ту область, о которой пойдет речь. И это были очень неожиданные картинки, совсем не такие, как я могла себе представить – мне было очень интересно узнавать, как она видит «ответственность» или «доверие». Мы обсуждали эту картинку, сначала она рассказывала почему именно эта картина из 1000, потом я делилась своими фантазиями что вижу и как это может быть связано с её жизнью. В тот момент пока она искала картинки, я придумывала вопросы, которые помогут раскрыть этот сектор. Иногда она присылала часть текста песни, всю песню или мелодию, которая подходит под исследуемую нами область, иногда дополняла свой рассказ фотографиями.
Я, в свою очередь, сохраняла картинки и фотографии к каждому сектору и записывала кратко то важное, что она говорила. Потом всё распечатала, и на завершение терапии подарила ей этот альбом. В конце игры мы снова сделали технику «Колесо», чтоб посмотреть, что изменилось. Да, снова не было «10», но так оно и бывает, что просто теперь это новое видение, а то, что было желаемо и было «10» полгода назад во многом сбылось, стало реальностью и так просто было не заметить эти изменения, если бы ответы не были зафиксированы. Когда игра закончилась (через полгода примерно), нам уже не нужно было ни во что играть, следующий год она могла свободно рассказывать что-то спонтанно, мы могли анализировать и рассуждать.

Несколько слов об играх Гюнтера Хорна. У меня есть разные колоды, с детьми по скайпу играю в основном «Псикреты семейных традиций». В этот набор играю с детьми и подростками (10-17 лет). Конечно, тут каждый сам придумывает, как играть. Расскажу как играю я. Беру кубик (просто я люблю кубики, ну и как-то они сразу создают атмосферу игры), «бросаю», количество точек = количество карточек, которые я вытаскиваю в первом раунде. Например «5» - разворачиваю перед камерой колоду рубашкой ко мне, текстом к камере, и наугад вытаскивая 5 карточек. Для тех кто не сталкивался ещё - это карточки-утверждения, вроде «я люблю праздновать свой день рождения», «у меня нет друзей в классе», «я не хочу жить так, как живут мои родители», «я боюсь что меня отдадут в интернат», «моя мама ко мне несправедлива» - и так 130 утверждений. Есть разные наборы, на разный возраст и даже для работы с родителями.
У меня есть три уровня игры:
1. Просто обсудить каждую карточку. Как клиенту кажется - это про него или не про него и почему ему так кажется. Это достаточно нудный вариант, если играть все 50 минут, да ещё несколько сессий подряд. Замечая, как энергия и вовлеченность падала, я придумала второй и третий вариант.
2. Я показываю в камеру карточку, клиент читает, отвечает про себя (не вслух) про него это или нет, а я должна угадать, как мне кажется, про него или не про него. Потом прошу выбрать те, которые ему хочется обсудить, если никакие не хочется – все убираю. Кидаем кубик, второй раунд. Потом подводим итоги: сколько карточек было, сколько я отгадала, сколько нет. И какие это вызывало чувства, когда я отгадывала, когда не угадывала. Хотелось ему, чтобы я угадала, или хотелось чтобы я ошиблась? У всех по-разному, конечно. Но важно, чтобы это было озвучено, не оставалось «за кадром».
3. Ну и третий вариант - мне он нравится больше всего, честно, он самый результативный (если считать результатом возможность обсуждать то, что по-настоящему волнует человека). Здесь предполагается определенное самораскрытие.
Первый раунд. Бросаем кубик, вытаскиваю карточки.
Зачитываю первое утверждение, например «у меня нет друзей в классе» - даю время подумать и определиться с ответом, но вслух не произносить.
Убеждаюсь, что ответ есть (можно, чтобы клиент его фиксировал в этом варианте) и спрашиваю как он думает – когда я училась в школе у меня было много или мало друзей в классе?
Отвечает. «Про меня/ не про меня» карточка. Или угадывает или нет. Я всегда честно играю. Обсуждаем. Очень много интересного уже тут можно выяснить про клиента и рассказать ему.
Потом отвечаю я, как я думаю, про него или нет. Соответственно тоже есть шанс ошибиться (или у клиента есть шанс сказать, что я ошиблась). Я не спорю, просто беру себе в работу. Обсуждаем. Следующая карточка...

В этом варианте игры редко нам за 50 минут удается обсудить больше трех карточек. В конце всегда подводим итог: сколько карточек угадал клиент, сколько я, какие чувства, мысли.

Дальше я хочу привести несколько игр, для которых не нужны ни кубик, ни кристаллы, ни карандаши – только разговор.

Игра «Я хочу тебя угостить»: очень хорошо в неё играть, когда ребенку нужен ресурс. В эту игру с подростками не пробовала, играла с детьми 7-12 лет. Здесь есть возможность и выразить злость на терапевта (поверьте, не всегда «кормят» съедобным и ароматным), в ответ у меня есть возможность показать, что я не разрушаюсь и не мстить, обычно я продолжаю чем-то вкусным кормить, что бы мне ни прилетало в ответ. И, конечно, в этом случае у клиента есть возможность репарации - очень ресурсная игра. Я работала с мальчиком, который сам просил играть в эту игру каждую нашу встречу, примерно 4-5 сессий подряд. Я спрашиваю ребенка кто первый, или бросаем жребий, а дальше просто по очереди продолжаем фразу: «Яя хочу угостить тебя (накормить тебя, а я приготовлю тебе)...».

Игра «Истории». Обычно я предлагаю в неё поиграть в тот момент, когда дети начинают мне в камеру показывать свои рисунки, нарисованные когда-то. Мы выбираем один рисунок и сочиняем про него истории. Первый раз всегда начинаю я, потом, когда ребенок уже понял суть, может начинать он. Первыми несколькими предложениями я задаю ситуацию, но куда она повернется - никогда не известно. «В одно неизвестном городе жил…. У него было очень мало друзей. Но как-то раз он получил на телефон очень интересное сообщение...». И потом я «передаю ход» ребенку. Просто говорю – дальше ты. Он продолжает. В кабинете легче играть – мы передаем предмет друг другу. По Скайпу сложнее, и тут нужно самим сначала догадываться, что теперь мой ход. Я напоминаю: «Чтобы передать мне ход, надо сказать «дальше ты/вы». Когда и чем закончится история тоже неизвестно, как-то это всегда становится понятным по ходу игры. «Когда-то давным давно… (кто где) и вот… (что-то произошло» или «однажды….проснулся и решил не идти в школу, а решил…». Бывает, что одного предложения достаточно, чтобы передать ход. Но, конечно, если это не первая игра. Иногда дети приносят игрушки и говорят, что она тоже будет играть. И тогда ход передается ещё и игрушке, ребенок придумывает за себя, переход хода – за игрушку – переход хода – я придумываю – и так далее. В крайних случаях я зову своего ко-терапевта (фото), но обычно справляюсь сама.

Можно и не ждать когда они покажут рисунки, можно придумывать истории про эти самые игрушки или просто «жил-был мальчик/девочка, волк, кот и т.д.».

Игра «Рассказываем картину» (одна из моих любимейших игр онлайн). С маленькими в эту игру я пока не играла, с подростками от 15 лет отлично получается, и со взрослыми (27 лет) тоже получалось интересно. Правила игры: в самом начале мы договариваемся что это будет – пейзаж, натюрморт, портрет или абстракция. Кто-то начинает, например: «Я рисую прямую линию посредине листа синего цвета. Следующий продолжает : «Я закрашиваю верх листа в синий цвет. - Я рисую желтый круг на синем фоне» (и это лучше, чем говорить «я нарисую на небе солнце»).

Игра «Ассоциации» бывает двух видов. Первый вариант полегче – с него можно начать. Кто-то говорит слово (ребенок, например, говорит «стол»), я говорю ассоциацию «парта», ребенок ассоциацию на слово «парта» - «школа», я на слово «школа» - «стресс» и так далее. Второй вариант сложнее. Условие - отвечать быстро, не задумываясь, слова можно повторять. Ну и тут уже очень много всего увлекательного. Начинаю конечно с простых слов – «стол», «яблоко», «бежать», «синий», «сладкий», «мяч», потом посложнее – «мама», «семья», «папа», «любовь», «ночь», «страх». Обязательно в середине игры вставлю слово «психолог» или «терапия», потом снова что-то нейтральное.

Потом обсуждение. Если играем первый раз – то я всегда говорю, что мы играем не потому что нечем заняться, и мы не друзья, я твой психолог, и мы здесь, чтоб говорить о тебе. И это не просто игра, у меня появились некоторые наблюдения и вопросы. Получаю разрешение их задать и пообсуждать. Важно не просто говорить своё заключение (иначе это будет небезопасно, ребенку может показаться, что я мысли читать умею, вижу насквозь, а это не так), поэтому рассказываю подробно: «На слово «сон» ты ответил «страх», я могу предположить, что тебе бывает страшно ночью?». Вот тема на несколько сессий. Или: «Когда я говорила «мама», ты говорила «любовь». Я сделала вывод, что ты очень любишь маму, а она тебя?». Вот, вышли на тему мамы. И так далее, очень много всего интересного потом можно обсудить.

Игра «Города». Иногда дети сами предлагают. Я соглашаюсь. Не один раз уже додумывались (разные дети) набрать в Google и называть мне с экрана. Я отмечала находчивость, тоже открывала список на компе – приходили к выводу, что так не интересно, в следующий раз желание лезть за подсказками не возникало. Пока не придумала, как эта игра может быть терапевтической (если кто-то придумает — расскажите, пожалуйста), поэтому всегда после неё я предлагаю следующую.

Игра «Без повтора». Задача: называть по очереди разные темы и не повторяться. Начиная от простого (и не психологического вовсе) «птицы», «музыкальные инструменты», «реки», «страны» или «города». Или более интересные варианты «праздники» - после этого поговорить какие праздники любимые, какие нет, рассказать что праздники можно придумывать и создавать самим (совсем отдельная тема) «растения», «животные» - а потом обсуждать на какое растение /животное похож клиент, мама, папа, терапевт – много открытий бывает. «Еда», «напитки» - ресурс, «вид спорта» - обсуждаем какой любимый, какой нет и т.д. «Профессии» - здесь сталкиваюсь с тем, что дети и подростки с очень большим трудом называют профессии. Полезная игра, расширяет видение, что в мире намного больше профессий, чем врач, учитель, продавец, программист и блогер. Обсуждаем, кем хочет быть, кем - нет и т.д. «Чувства» - тоже очень полезно, тут я намеренно разрешаю первый раз подсмотреть в Интернете (в зависимости от возраста клиента, конечно. Причем, говорю так: «Давай ты будешь смотреть, а я нет – я же психолог. Посмотрим кто выиграет». Ну, польза, я думаю, очевидна, вариантов обсуждения после этого - великое множество. История из практики: мальчик 10 лет (по Скайпу) начал придумывать свои чувства, из существительных и глаголов (чтобы уменя выиграть уже наконец-то, я же не поддаюсь никогда). Это было невероятно интересно! Я спрашивала о том, как это чувствуется, когда, с кем – он рассказывал. Конечно в тот раз он выиграл. Также очень терапевтично получалось, когда мы перечисляли по очереди «страшилки» или «радости».

Надеюсь, мои находки оказались полезны вам и вы сможете успешно использовать их для работы с детьми и подростками онлайн. Источник: Психологическая газета


 

Как провести время с пользой?

Как провести время с пользой? Самоизоляцию, люди воспринимают как “домашний арест”, или как Божью кару. Но, на самом деле, в этом нет ничего плохого. К примеру:
  • Находясь в тишине, успокаивается нервная система, нормализуется сон, и человек забывает, что такое раздражительность и нервозность.
  • Предоставляется неожиданная возможность, заняться изучением иностранных языков, философией, мастер-классами и т.д.
  • Посмотреть фильмы прошлых, лет, послушать музыку. Взять в руки интересную книгу.
  • Можно заняться тем, чем давно хотелось: написанием статей, творчеством, рисованием, хобби, спортом, удалённой работой.
  • Жизнь настоящий хаос, и чем меньше мы получаем информации от внешнего мира, тем проще нам жить, и сконцентрироваться на своих желаниях.
подробнее
Из истории: Что было в средние века
Во все времена, люди практиковали добровольную самоизоляцию. И чтобы защитить себя от страшного заболевания забирающего жизни, известные люди, уезжали подальше от города, в свои родовые поместья. К примеру:
  • И.Ньютону находясь в продолжительной самоизоляции, удалось совершить свои главные открытия: создать “Закон тяготения”, и он увековечил своё имя на целые века.
  • Во время эпидемии чумы, У.Шекспир сочинил “Короля Лира”. А.С Пушкин написал “Е.Онегин” “Повести Белкина”.

Так или иначе, но на образовательных онлайн-платформах, открыт доступ к многочисленным курсам, бесплатные подписки и т.д, и в период нахождения дома, предоставляется возможность, повысить свою профессиональную квалификацию, и заняться самообразованием.

Стратегия 2030

Наш Санкт-Петербург

Многонациональный Петербург

Календарь событий Петербурга

ИМЦ Невского района

Полезные ссылки