Советы психолога родителям перед началом учебного года.

Автор: | 21.08.2023

Березина Д. В. – педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга

Приближается 1 сентября. Одни школьники с радостью ожидают этого дня – встречи с друзьями, любимыми учителями, другие – с тревогой и грустью.

Что могут сделать любящие родители, чтобы помочь своему ребёнку быстрее и без проблем адаптироваться к началу учебного года?

  1. Внимательно отнестись к чувствам ребёнка или подростка. Обсудить, с какими чувствами он ожидает начала учебного года. Если выяснится, что с негативными, то расспросить, что его беспокоит. Вы расспрашиваете не для того, чтобы отругать ребёнка или прочитать ему нотацию, а для того, чтобы принять его чувства и поддержать. Это можно сделать словами: «Да, я тебя понимаю. Давай вместе поищем какой-то выход?». Можно рассказать похожую историю из своего детства. После этого сосредоточить внимание ребёнка на позитивных моментах в школе. Предложить свою помощь и поддержку, если у ребёнка возникнут какие-то трудности в учёбе или со сверстниками.
  2. Поговорить с ребёнком о взаимоотношениях, которые сложились у него в школе с окружающими. Если выявились какие-то трудности, наметьте пути их преодоления. Если чувствуете, что не в силах помочь ребёнку, обратитесь за помощью к психологу. Например, в школе или ЦППМСП.
  3. Помочь наладить режим дня. Если ребёнок всё лето ложился спать, когда захочется, и вставал, когда выспится, то первые дни и недели в школе ему будет непросто. Резкая перестройка режима дня – стресс для организма. Физиологическое состояние человека сильно влияет на память и эмоциональное состояние, поэтому важно уже сейчас начать плавно перестраивать режим дня. Для этого нужно каждый день укладывать спать на 15 минут раньше, пока ребёнок не приблизится к тому режиму, который необходим, чтобы высыпаться и не опаздывать во время учебной недели.

К подросткам и детям младшего школьного возраста нужен разный подход. В отношении младшего школьника родитель может ещё проявить власть, но отношения с подростком должны строиться на договоре, разуме, логике и возможности выбора. Вы рассказываете, что нужно сделать (например, раньше лечь спать) и какие последствия будут, если подросток этого не сделает, но выбор остаётся за самим подростком. Разговоры о режиме дня можно подкрепить современными научными данными из области психофизиологии и личной эффективности, которые нетрудно найти в Интернете.

  1. Уделить особое внимание тем детям, которые идут в 1, 5, 7 и 10 класс. Появляются новые предметы, новые учителя, меняются коллективы, условия обучения. Если ребёнок или подросток ожидает этого с тревогой, поговорите о новых предметах, которые он будет изучать, чем они интересны, какая от них практическая польза. Поговорите о том, как себя «поставить» в новом коллективе, какой «имидж» создать. С будущими первоклассниками и пятиклассниками обсудите правила поведения и способы решения «бытовых» проблем (еда, туалет, недомогание, забыл или потерял необходимые вещи и т.п.).
  2. Также особое внимание мамам и папам нужно уделить тем детям, кто переходит в другой класс с академическими задолженностями, кому предстоит осенью повторная сдача экзаменов. Тут родителям самим нужно мужество и терпение, чтобы избежать упрёков в адрес ребёнка и нагнетания тревоги, чтобы вселить уверенность в своих силах и помочь так спланировать день, чтобы в нём было время и для занятий, и для отдыха. Необходимо обсудить с ребёнком время, которое он будет тратить каждый день на занятия, и объяснить ему, что учёба – это труд, а дорогу осилит идущий. При этом высказать готовность быть рядом и прийти на помощь, если возникнут трудности.
  3. 1 сентября – это праздник. Создайте у ребёнка праздничное настроение. Это может быть совместный поход за новой одеждой и канцтоварами, праздничный букет, восхищение по поводу того, что ребёнок вырос и идёт в очередной класс, традиционное праздничное чаепитие в кругу семьи после первого учебного дня.

С наступающим новым учебным годом!

скоро в школу