ПОЛОЖЕНИЕ о школе начинающего психолога образования – “Психологическая беседка”
В ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга второй год для начинающих педагогов-психологов школ работает «Психологическая беседка». 23 сентября 2024 года состоялась первая организационная встреча в этом учебном году.
На встрече присутствовали как молодые специалисты, выпускники городских вузов, так и педагоги-психологи, проработавшие уже год в образовательных организациях Невского района, но желающие продолжить занятия в «Психологической беседке», чтобы поддерживать начинающих специалистов, делиться своими открытиями и наработанным опытом с коллегами.
Встреча в формате групповой работы проходила в доброжелательной, деловой обстановке. Во время знакомства участники рассказали о своем образовании, психологическом опыте работы, поделились идеями и переживаниями в период адаптации к новым условиям трудовой деятельности.
Участники определили проблемные зоны и выработали основные направления работы «Психологической беседки» на 2024-2025 учебный год:
- нормативно-методические документы, документоведение, планирование и организация деятельности психолога в школе;
- работа с категорией обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ и социальной адаптации, детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидами;
- корпоративная культура и этика субъектов образовательной среды;
- групповое консультирование, работа интервизионной группы по профессиональным и организационным вопросам;
- профилактика эмоционального выгорания, сохранение профессиональных границ, повышение самооценки специалистов.
В школе «Психологическая беседка» ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга 18.03.2024г. прошло плановое занятие для педагогов-психологов школ района.
На этот раз участники работали над темой: “Требования к составлению психологического заключения и другим видам аналитической документации педагога-психолога ОУ”.
Ульянова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, директор ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, обратила внимание специалистов на нормативные и методические требования, предъявляемые к ведению аналитической документации, подробно ознакомила с формами и видами, структурой и алгоритмом составления психологических заключений, психолого-педагогических характеристик.
Рахимова Татьяна Валентиновна, методист, педагог-психолог ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, руководитель РМО педагогов-психологов ГБОУ Невского района в рамках проводимого практикума представила примерные образцы разработок психологических профессиональных заключений по результатам диагностического обследования и психолого-педагогического сопровождения; психолого-педагогических заключений для специалистов смежных профессий, педагогов, родителей.
Педагоги-психологи, работая в малых группах, анализировали и обсуждали предложенные материалы в соответствии с нормативными требованиями. Затронули вопросы соблюдения этики и конфиденциальности, принципов доступности и “не навреди” в описании результатов. Учились переформулировать психологические и наукообразные термины в доступные формы изложения материала в психологических заключениях, разрабатывали примерные формы заключений для педагогов, родителей и обучающихся.
По мнению участников, работа на занятии была не только интересной, но и плодотворной. Все единодушно решили сохранить данный формат проведения занятий. При этом больше уделять внимания самостоятельной работе участников на занятии, а разработанные в группе материалы размещать в разделе “Психологическая беседка” РМО педагогов-психологов ГБОУ Невского района.
Материалы встречи:
Требования к составлению психологического заключения и другим видам аналитической документации педагога-психолога ОУ, И.А. Ульянова, директор, педагог-психолог. Т.В. Рахимова, педагог-психолог, методист
Очередная встреча педагогов-психологов школ Невского района, которая состоялась 12.02.2024г, была посвящена теме планирования. Акцент был поставлен на практической работе специалистов
Специалисты не только знакомились с новыми психологами, недавно устроившимися в школы, но и обсуждали вопросы эффективности планирования своей деятельности, учились составлять циклограммы работы на основе методических рекомендаций с учетом нормативных затрат рабочего времени психолога в образовательном учреждении
В работе школы приняла активное участие Кравченко Наталья Григорьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГБОУ школы № 569 Невского района Санкт-Петербурга
Наталья Григорьевна наглядно на примере своего опыта показала структуру и систему планирования психолого-педагогической работы в школе. Основой годового планирования является перспективный план работы на несколько лет, отраженный в “Программе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на период 2022-2025гг.”
Планирование предусматривает все виды и направления деятельности психолога в школе, в том числе работа с целевыми группами, опирается на затраты рабочего времени психолога
Большое значение было уделено составлению циклограммы работы, а также рациональному распределению функций с другими психологами школы
В помощь начинающим специалистам был представлен большой наглядный материал: форма годового плана, образцы плана на месяц, циклограммы, график и расписание работы психологов школы № 569. Данный материал по просьбе участников был размещен на сайте ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга в разделе школа «Психологическая беседка» для начинающих работу педагогов-психологов ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга
Все больше специалисты школ проявляют заинтересованность и неравнодушие к работе школы “Психологическая беседка”. Тематика занятий становится более практико-ориентированной, увеличивается количество участников
На занятия приходят не только психологи, работающие в школах с начала учебного года, но и новые специалисты, работающие от нескольких дней до нескольких недель. Уделяют внимание молодым психологам и активно включаются в работу специалисты со стажем работы в школе. Оказывают поддержку, готовы делиться своим опытом.
Занятия проходят в непринужденной, но деловой, доброжелательной и поддерживающей обстановке. Это помогает, вновь прибывшим психологам в систему образования, чувствовать себя более уверенными и сохранять свою профессиональную идентичность
Материалы встречи:
Документы, регламентирующие деятельность педагога–психолога
Циклограмма работы
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Примерный план к рабочей программе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Примерный план работы педагога-психолога
Примерный план работы педагогов-психологов на месяц
Примерный график работы педагога-психолога
Примерный график консультационной работы педагога-психолога
Примерное расписание групповых (индивидуальных) занятий
Примерный план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках подготовки и сдачи ОГЭ, ЕГЭ
“Профилактика профессионального выгорания и деформации психолога в период адаптации к условиям образовательного учреждения”
На базе районного методического объединения Невского района г. Санкт-Петербурга продолжает свою работу школа молодого специалиста-психолога
25.12.2023 г состоялась третья встреча участников “Психологической Беседки”.
На встрече обсуждались основные принципы профилактики профессионального выгорания и деформации психолога в период адаптации к условиям образовательного учреждения
Были затронуты вопросы формирования защитных механизмов личности при эмоциональном истощении и профессионального выгорания, особенности негативных последствий профдеформации
Рассмотрены внешние и внутренние ресурсы сохранения психологического и соматического здоровья специалиста, приемы профилактики эмоционального выгорания, психологической поддержки молодых специалистов
Интересным было обсуждение основных тенденций и перспектив развития эмоционального интеллекта, как принципиально нового элемента системы качественного изменения современного российского образования, а также дефициты в развитии эмоционального интеллекта участников образовательного процесса
В ходе работы была организована работа модульных секций по презентациям психолого – педагогических практик: «Профилактика профессионального выгорания и деформации психолога в период адаптации к условиям образовательного учреждения», “Приёмы саморегуляции и восстановления педагога психолога”
Проведен мастер-класс «Психологическая поддержка специалиста». Олешко Елена Ивановна педагог-психолог ГБОУ СОШ №641 Невского района Санкт-Петербурга поделилась собственным опытом по регуляции и восстановлению своих ресурсов в профессиональной деятельности, провела групповое мини-тренинговое занятие. Специалисты имели возможность познакомиться с упражнениями через проживание и осознание личностных ресурсов вхождения в профессию педагога-психолога образования
Материалы встречи:
Приёмы саморегуляции и восстановления педагога-психолога в период адаптации Олешко Елена Ивановна, педагог-психолог ГБОУ № 641 Невского района Санкт-Петербурга
Профилактика профессионального выгорания и деформации психолога в период адаптации к условиям образовательного учреждения. Рахимова Т.В. методист, педагог-психолог, руководитель РМО педагогов-психологов ОУ Невского района Санкт-Петербурга
18.12.2023
Особенности адаптации педагога психолога в ОУ: пути самоопределения
С октября месяца на базе районного методического объединения Невского района г. Санкт-Петербурга продолжает свою работу школа молодого специалиста-психолога.
18.12.2023 г состоялась вторая встреча участников “Психологической Беседки”.
Проект направлен на помощь молодым специалистам-психологам, только начинающим свой трудовой путь в образовательных учреждениях.
Вторая встреча была посвящена особенностям адаптации психолога в УО, пути самоопределения, в рамках которой молодые специалисты определили ряд волнующих их вопросов. Вопросы касались распределения функций в образовательной организации, взаимодействию служб, проблемам воспитания подрастающего поколения, роли родителя (законного представителя) в воспитательном и образовательном процессах и многих других.
30 октября 2023 года в ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга для начинающих работу педагогов-психологов в ГБОУ Невского района состоялась первая организационная встреча школы «Психологическая беседка». Мероприятие провели директор центра Ирина Анатольевна Ульянова и руководитель РМО педагогов-психологов ГБОУ Невского района, методист Татьяна Валентиновна Рахимова.
Встреча проходила в формате групповой работы. Во время знакомства участники рассказали о своем образовании, психологическом опыте работы в сфере образования, поделились идеями и переживаниями в период адаптации к новым условиям трудовой деятельности
Обсуждение и определение проблемных зон организации труда педагога – психолога носило дискуссионный характер
Были затронуты вопросы нормативно-правовой базы обеспечения деятельности психолога в ОУ, планирования и эффективности распределения рабочего времени специалиста, выстраивания системы работы в психологическом сопровождении и оказании помощи обучающимся, родителям, педагогам
Не менее актуальными были вопросы становления, профессионального роста и самореализации педагога – психолога, поддержания психологического здоровья и профилактики профессионального выгорания специалиста, сохранения профессиональной позиции и мотивации в работе
Обсуждение позволило определить проблемные зоны и затруднения специалистов, обозначить основные темы работы школы «Психологическая беседка».