В ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга 04 марта 2024г. на районном методическом объединении педагоги-психологи школ Невского района работали над темой “Психолого-педагогическое сопровождение одарённых, успешных и мотивированных детей в ОУ”.
Тема интересная и достаточно сложна как в теоретическом так и в практическом аспектах работы школьного психолога с данной категорией детей.
Поэтому на методическом объединении было уделено большое вниманиевопросамсистематизации и расширения знаний специалистов, профессионального понимания психологии успешных, способных и одаренных детей, эффективного выстраивания психолого-педагогического сопровождения с целью предупреждения школьной и профилактики социальной дезадаптации учащихся в будущем.
Тхоржевская Людмила Владимировна кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог, член ТПМПК ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт -Петербурга в рамках доклада “Одаренность, что это?” конкретизировала психологам основные понятия, раскрыла подробную типологию видов и степени проявления успешности, способностей, одаренности и гениальности ребенка. Подробно раскрыла вопросы трудностей диагностики и определения одаренности, причины сложной адаптации в школьном обучении, методы и технологии сопровождения одаренных детей.
На методическом объединении был представлен опыт работы специалистов образовательных учреждений с успешными и одаренными детьми в школах:
Олешко Елена Ивановна, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 641 Невского района Санкт-Петербурга в своем выступлении “Неудобные одаренные дети: из практики сопровождения” дала возможность специалистам проанализировать чувства, отношения педагогов, психологов, когда они сталкиваются с “неудобным – одаренным” ребенком в работе. На примере разбора кейсов показала свои подходы и приемы работы с одаренными обучающимися.
Кураева Кристина Николаевна педагог-психолог консультативно-диагностического отдела ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт -Петербурга в докладе “Профилактика рисков дезадаптации одаренного ребенка: из опыта работы” затронула риски социальной дезадаптации одаренных детей, поделилась опытом работы по установлению теплых доверительных отношений между ребенком и родителем.
На примере реализации программ “Я и другие”, “Я люблю тебя” показала систему работы с одаренными детьми, их родителями, совместную работу с семьей и ребенком. Поделилась техниками и упражнениями, проигрывая их с участниками встречи.
Завершающим этапом работы методического объединения было обсуждение “Основных направлений и содержания адресной психолого-педагогической помощи целевой группе “Одаренные дети”.
Рахимова Татьяна Валентиновна методист, педагог-психолог ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт – Петербурга, руководитель РМО педагогов-психологов ГБОУ Невского района представила иподробно ознакомила педагогов-психологов с Методическими рекомендациями “Организация адресной психологической помощи обучающимся, нуждающимся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации”, составленными на основе Распоряжения Министерства просвещения России от 28.12.2020 N Р-193 “Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях” КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2023г.
Рекомендации содержат структурированную информацию, определяющую основные направления и содержание работы по оказанию помощи с различными категориями обучающихся. в том числе с одаренными обучающимися.
Кравченко Наталья Григорьевна педагог-психолог высшей квалификационной категории ГБОУ школа № 569 Невского района Санкт-Петербурга поделилась опытом планирования и ведения документации по сопровождению одаренных обучающихся в соответствии с нормативными, методическими требованиями.
Психологам были предложены на обсуждение образцы Программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на период 2022-2025гг, Индивидуального плана работы педагога-психолога в рамках сопровождения одаренного обучающегося, разработанная для педагогов и психологов форма Протоколов наблюдения за одаренными детьми.
Участники принимали активное участие в обсуждении материалов, вносили свои предложения и корректировки, новые идеи. Было предложено доработать предложенную форму протокола, разработать протокол наблюдения для родителей.
Рекомендации по итогам проведения методического объединения: педагогам-психологам ГБОУНевского района Санкт-Петербургапри планировании и проведении психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся необходимо принять во внимание предложенные рекомендации, разработки, опыт работы коллег, представленные на методическом объединении.
С содержанием материалов обсуждения вопросов на РМО можно ознакомиться на сайте ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга в разделе “РМО педагогов-психологов ГБОУ“.