06 февраля 2023 года в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новосёлов, 11-А состоялось районное методическое объединение педагогов-психологов общеобразовательных учреждений Невского района на тему: «Авторские методики и технологии в работе педагогов-психологов общеобразовательных учреждений Невского района Санкт—Петербурга».
Присутствовало 29 человек.
С организационными вопросами выступила Матузова Надежда Николаевна педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, руководитель РМО педагогов-психологов общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга. Она рассказала о плане работы РМО на февраль и март, а также напомнила собравшимся о программе XХVII международной научно-практической конференции на базе СПбАППО «Служба практической психологии в системе образования: личность и деятельность педагога-психолога в современном образовательном пространстве» 9-10 февраля 2023 года, заранее выложенной на почтовом ящике РМО.
Так же предварительно участники РМО педагогов-психологов общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга имели возможность ознакомиться с текстовым содержанием профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В ходе обсуждения предложений и изменений, вносимых в его текст, не последовало.
В русле основной темы РМО состоялись выступления 3 педагогов-психологов общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга.
Березняк Елена Юрьевна педагог-психолог ГБОУ Лицей № 329 представила «Диагностику мотивации первоклассников к обучению». Она была опубликована в 2022г на сайте «Мультиурок» и в журнале 1 сентября.
Выступление сопровождалось презентацией.
Авторская методика была представлена как часть диагностики произвольности у обучающихся, поэтому в начале своего выступления Елена Юрьевна дала определение произвольности, проанализировала существующие аналогичные методики (например, Семаго Н.Я.)
Достоинства представленной рисуночной методики в том, что она может проводиться фронтально и дает возможность отнести мотивацию первоклассника, имеющуюся у него в конце первого месяца обучения к определенной группе (игровая, социальная, внешней атрибутики, «учитель как мотиватор», учебная, смешанная).
Далее Березняк Е.Ю. представила обширный визуальный материал, который она сопроводила комментариями, а также рассказала, как в дальнейшем она использует эти материалы в работе со всеми участниками образовательного процесса.
Выступление педагога-психолога ГБОУ СОШ № 512 Мельник Юлии Леонидовны было посвящено исследованию уровня доверия в классе с помощью диагностической практики «Альпинисты», которую можно проводить, начиная с 6 класса. С этой методикой она участвовала в федеральном проекте «Социальная активность» национального проекта «Образование» при поддержке Департамента по делам молодежи Министерства образования и науки Самарской области и Ресурсного центра добровольчества Самарской области, в материалах которого и была опубликована.
Выступление сопровождалось презентацией.
Юлия Леонидовна посвятила свое выступление лишь диагностической части методики, хотя далее с классом проводится цикл занятий, в рамках которого дети обсуждают личностные качества, способствующие или мешающие доверительным отношениям, эффективному взаимодействию, проводится просмотр фильмов и мультфильмов на обсуждаемую тему. Подобная практика способствует снижению риска появления буллинга в классе.
Тема выступления Матузовой Надежды Николаевны педагога-психолога ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга «Самоидентификация подростка с помощью словесной методики «Качества» была впервые представлена ею в рамках ХХУ1 международной научно-практической конференции на базе СПбАППО «Служба практической психологии в системе образования» в 2022 году и была напечатана в сборнике этого мерприятия.
Выступление сопровождалось презентацией.
Методика предназначена для работы с подростками 9-18 лет и дает возможность установить контакт с клиентом с алекситимией, неуверенностью в себе и т.п. (вообще с детьми, не говорящими по разным причинам); помогает им в процессе описания своих эмоций, личностных особенностей; построения желаемого образа «Я» и т.п.
Для специалистов, применяющих методику, важно, что она легка в применении и дает возможности творческого подхода.
Присутствующие на заседании члены районного методического объединения проявили большую заинтересованность к докладам выступающих. Они не только задавали вопросы, но и выступали с небольшими дополнениями.
Так, с рассказом о методике, аналогичной той, которую представила Березняк Е.Ю., выступила Олешко Елена Ивановна педагог-психолог ГБОУ № 641. Вариант, которым она пользуется в своей работе, дает возможность перевода результатов в баллы.
С комментариями к методике «Альпинисты» выступила педагог-психолог гимназии № 498 Триандофилиди Вера Викторовна.
В связи с тем, что заседание РМО прошло очень активно представляется целесообразным тему «Авторские методики и технологии в работе педагогов-психологов общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга» сделать традиционной в работе РМО педагогов-психологов общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга.