Оказание профессиональной помощи ребенку младенческого и раннего возраста до 4 лет и семье, обратившихся в ПМС-центр, начинается с междисциплинарной консультации (далее по тексту МК).
Цель МК – определение потребностей ребенка и семьи относительно психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Задачи МК:
определить наличие/отсутствие задержки/нарушений развития ребенка или риска ее появления;
выявить факторы, обуславливающие отставание в развитии, или создающие риск его возникновения;
осуществить междисциплинарную скрининговую оценку основных областей развития ребёнка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, коммуникативной и речевой, самообслуживания);
выявить и сформулировать основные потребности ребенка и семьи;
определить ресурсы семьи, позволяющие преодолеть (минимизировать) отставание в развитии, или риск его возникновения;
обсудить с родителями результаты наблюдения и оценки развития ребенка, полученных в процессе МК;
сформулировать, сообщить родителям выводы и рекомендации;
определить необходимость и возможность включения семьи в программу сопровождения в ПМС-центра, или направления в другие организации.
МК проводится после непосредственного приёма обращения от родителей и/или телефонного интервью.
Непосредственное первичное обращение и/или телефонное интервью – это форма работы с семьей при первичном обращении в ПМС-центр. Во время телефонного интервью происходит: первичный сбор информации о ребенке (ФИО, возраст, контактные данные, наличие диагноза, инвалидности и т. д.), выяснение причины обращения семьи в ПМС-центр и определение примерного запроса, внесение ребенка в журнал первичных обращений, обсуждение возможной даты попадания на МК и информирование об особенностях процедуры МК.
Родителям, которые будут участниками МК необходимо получить следующую информацию:
– о предоставлении обязательных документов для оформления Заявки на прием МК;
– номер кабинета, где будет проводиться МК;
– количество и состав специалистов;
– длительность МК (1 час);
– возможные условия проведения консультации (на полу, на небольших стульчиках, за несколькими столами и пр.). Это даст возможность родителям продумать сменную удобную обувь, одежду и пр.;
– о необходимость иметь при себе значимые для оценки состояния ребенка документы (медицинскую карту ребенка, результаты обследований, характеристика из ДОУ, поделки ребенка и т.п.).
Совместное междисциплинарное оценивание имеет ряд позитивных для родителей и ребенка преимуществ перед другими способами диагностики нарушенного развития в младенческом и раннем возрасте:
У команды возникает полная картина поведения ребенка, а не фрагментарные представления о развитии ребенка в разных областях, что облегчает понимание потребности ребенка и семьи и дальнейшее планирование оказания помощи.
Гибкость в применении формальных методов оценки, во взаимодействии членов команды с ребенком и родителями, способствует формированию ощущения безопасности и не мешает проявлению свойственных ребенку моделей социального поведения.
Структурированные задания формального тестирования адаптируются к ребенку; последовательность их использования вариативна и определяется состоянием, настроением, другими индивидуальными качествами ребенка. Все это позволяет лучше выделить и отследить особенности поведения ребенка, лучше понять его.
Родители активно участвуют в наблюдении и групповом обсуждении вместе с профессионалами. Это позволяет осознать свою значимость и возможности в воспитании и развитии ребенка.
В процедуре междисциплинарной консультации одновременно принимают участие специалисты различного профиля: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Неврологический статус ребенка предоставляется на МК при предварительной встрече с врачом-неврологом ПМС- центра.
Результатом МК является наличие междисциплинарной информации об особенностях развития ребенка, необходимой для определения дальнейшего психолого-педагогического медико-социального сопровождения ребенка и семьи.