Положение о наставничестве в ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
Положение о программе наставничества в ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
Программа наставничества
- Ульянова И.А., Шевченко В.М., Шейко Н.В., Кураева К.Н. Наставничество как стратегия современного образования: портфель наставника
- Наставничество как стратегия современного образования: портфель наставника. Практическое пособие
- Ульянова И.А., Шевченко В.М., Иванова Т.А. Особенности реализации целевой модели наставничества и документарное сопровождение в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга // Инновационные научные исследованиz. 2023. № 2-2(26). C. 66-88
- Ульянова И.А., Шевченко В.М., Специфика содержания и форм реализации модели наставничества в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга, Сборник Пионер. Образование будущего: новые возможности.- М.: Издательство “Перо”, 2022, с.20-22, ISBN 978-5-907439-80-1
В соответствии с планом ГБУ «Информационно-методический центр» в рамках проекта «Ответственное родительство» Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга в ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга 07 ноября 2024 года состоялся районный семинар-практикум «Возможности наставничества в работе с родителями».
К участию были приглашены флагманы и участники проекта, педагоги и специалисты службы сопровождения образовательных учреждений.
Приветственным словом мероприятие открыла заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист Лариса Леонидовна Крючкова. Затем Лариса Леонидовна раскрыла тему «Организация и содержание работы с замещающими родителями», в которой рассказала об особенностях организации и методах наставнического взаимодействия с родителями из замещающих семей.
Виктория Михайловна Шевченко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга рассказала о наставничестве как форме работы с родителями подростков с аутодеструктивным поведением. В своем докладе Виктория Михайловна не только рассказала о границах профессиональной деятельности и наставнического взаимодействия с родителями, но раскрыла специфику такой работы с родителями детей с девиантным, саморазрушающим поведением.
Марьяна Юрьевна Завьялова, учитель-логопед ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, представила педагогам и специалистам образовательных учреждений доклад на тему «Организация и проведение мастер-класса для родителей «Я понимаю, что чувствует мой ребенок» в интерактивной форме. Педагогам были предложены упражнения и техники, которые они смогут применять в своей работе с родителями.
Тему «Взаимодействие с родителями: возможности наставничества» представили педагог-психолог ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Валерия Павловна Дьякова и методист ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Татьяна Валентиновна Рахимова.
Все темы вызвали живой интерес у участников мероприятия. При подведении итогов было принято решение об организации цикла семинаров по технологиям наставничества с родителями.
25 апреля 2024 года на базе ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга в рамках «Апрельских наставнических чтений» с общей темой: «Флэш-наставничество (возможности сетевого взаимодействия)», прошел четвертый заключительный семинар в формате флэш-наставничества. Учителями-логопедами ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Викторией Владимировной Атапиной и Марьяной Юрьевной Завьяловой была освещена тема «Создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах речевого развития детей посредством саморефлексии». На встрече присутствовали представители администраций образовательных организаций, учителя-логопеды и педагоги-психологи ОУ Невского района Санкт-Петербурга.
Мероприятие приветственным словом открыли заместитель директора по УВР ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Виктория Михайловна Шевченко и заместитель директора по УВР ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, кандидат психологических наук Лариса Леонидовна Крючкова.
В рамках мастер-класса обсуждались вопросы, связанные с расширением психолого-педагогических компетенций родителей в сфере воспитания детей. Родители зачастую, не осознавая того, могут прибегать к таким моделям воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Главной тематической нитью выступления была проблема, связанная с попытками родителей принимать неумение ребенка справиться с заданием за признаки лени.
Виктория Владимировна и Марьяна Юрьевна, в своем выступлении затронули вопросы формирования у родителей правильного понимания особенностей развития речи ребенка для успешной организации процесса обучения.
В ходе семинара был рассмотрен практический кейс «Лень или ?», который дает возможность взрослому провести саморефлексию на основе выполненных заданий, подобранных с учетом развития среднестатистического взрослого человека.
Педагоги поделились опытом ведения работы с родителями по повышению их компетенции через осознание необходимости терпеливого внимательного отношения к своему ребенку. А также методами восполнения дефицита психолого-педагогических компетенций у родителей в области понимания трудностей освоения речевого материала детьми, сложности выполнения тех или иных задач ребенком на данный момент его физического и умственного развития.
Специалисты, посетившие мастер-класс, имели возможность не только актуализировать и систематизировать имеющиеся знания и приемы работы с родителями, но и пополнить свою методическую копилку. Предложенный кейс-практикум вызвал живой интерес и отклик у слушателей.
Педагогические работники образовательных учреждений, присутствовавшие на мероприятии, через форму обратной связи выразили слова благодарности, определили наиболее интересные для них формы и направления совместного взаимодействия в рамках наставнических практик.
Цикл мероприятий «Апрельских наставнических чтений» стал доброй традицией ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, объединяющий специалистов района и позволяющий обмениваться накопленным опытом. Все семинары цикла практикоориентированы и представляют интерес для пополнения методической копилки специалистов, работающих не только с детьми, но и с семьей в целом.
В рамках апрельских наставнических чтений 11.04.2024 семинары-практикумы прошли сразу на трех площадках ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга.
На первой площадке состоялась эксперт-сессия на тему «Технологии создания безопасной образовательной среды и профилактика буллинга», которая была проведена педагогом-психологом ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Гусевой Ольгой Александровной. В ходе наставнического взаимодействия были актуализированы главные аспекты безопасного нахождения в образовательном учреждении; характеристики, виды, причины, маркеры такого явления как буллинг (травля). Специалисты психолого-педагогических служб образовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга ознакомились с технологией профилактики буллинга, в том числе на примере разбора просмотренного учебного фильма «Молчание», проанализировали поведение участников школьного буллинга, познакомились с алгоритмами отработки кризисной ситуации в образовательном учреждении. Участникам были представлены методические материалы по противодействию буллингу в образовательном учреждении, в которые вошли рекомендации для администрации и педагогов учреждения, родителей (законных представителей несовершеннолетних), а также профилактические занятия, тренинги для обучающихся начальной и основной школы. Мастер-класс прошел в активном профессиональном обсуждении и диалоге, после мероприятия специалисты отставили положительные отзывы.
Вторая площадка была представлена мастер-классом с темой «Технологии самопомощи в профилактике профессионального выгорания», которую для слушателей раскрыли специалисты ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга: методист, педагог-психолог Шейко Наталья Викторовна и педагог-психолог Калашникова Елена Леонидовна. На мастер-классе присутствовали педагоги ГБДОУ и ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга. Наталья Викторовна и Елена Леонидовна осветили основные вопросы по теме профессионального выгорания, раскрыли факторы риска и ранние признаки. Особое внимание было уделено практической работе, где педагоги погрузились в релаксационные техники такие как: дыхательные техники, «Знакомство с собой», «Безопасное место», а также осуществляли поиск ресурсов с помощью новой проективной методики ассоциативных фотографических карт. Тема оказалась актуальной и востребованной, вызвала у педагогов интерес и желание посещать мастер-классы по данной тематики систематически, о чем педагоги образовательных учреждений смогли заявить в форме обратной связи.
Третья площадка Апрельских наставнических чтений была посвящена теме «Технологии сказкотерапии в формировании и развитии жизнестойкости». Педагог-психолог ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Кураева Кристина Николаевна в рамках мастер-класса осветила теоретические аспекты формирования жизнестойкости в дошкольном и школьном детстве, а также представила приемы работы со сказкой в развитии основных компонентов жизнестойкости. Присутствовавшие на мастер-классе педагоги образовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга актуализировали знания о технологиях сказкотерапии, активно участвовали в отработке методов создания сказки, сформулировали свою «метафору жизни», а также имели возможность создать свои сказки. Затронутая тема оказалась очень востребованной и интересной.
Участники всех площадок Апрельских наставнических чтений высказали положительные отзывы о мероприятиях и выразили надежду на дальнейшее взаимодействие, в том числе, и в рамках наставничества.
4 апреля 2024 года на базе ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга был проведен первый семинар в формате флэш-наставничества, которым был открыт цикл очных районных мероприятий «Апрельские наставнические чтения» с общей темой: «Флэш-наставничество (возможности сетевого взаимодействия)». Для проведения мероприятия был выбран формат флэш-наставничества, при котором, гости были наставляемыми, а специалисты Центра – наставниками. На встрече присутствовали представители администраций образовательных организаций, педагоги и специалисты службы сопровождения ОУ Невского района Санкт-Петербурга.
Мероприятие открыли начальник отдела образования администрации Невского района Санкт-Петербурга Любовь Ивановна Чалганская, заместитель директора по организационно-методической работе ГБУ «Информационно-методический центр» Невского района Санкт-Петербурга Крипакова Татьяна Юрьевна, заведующий Центром непрерывного повышения профессионального мастерства СПб АППО Зайцева Кристина Сергеевна. Почетные гости поприветствовали слушателей семинара и рассказали о наставничестве в работе педагогических коллективов, в системе образования районного, городского и федерального уровней. Любовь Ивановна Чалганская и Кристина Сергеевна Зайцева в своих докладах отразили основные положения из перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета РФ по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника, состоявшегося 27 декабря 2023 года, что очередной раз актуализировало необходимость проведения мероприятий по обучению специалистов и обмену опытом по вопросам наставнических взаимодействий. Особую важность обучения для наставников подчеркнула Татьяна Юрьевна Крипакова в своем докладе о значимости наставничества как эффективного инструмента развития педагога.
С общим докладом: «Наставничество в сетевом взаимодействии: опыт реализации», выступили Ирина Анатольевна Ульянова, директор, педагог-психолог ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга и Виктория Михайловна Шевченко, заместитель директора по УВР, методист ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга.
Ирина Анатольевна Ульянова рассказала о важности наставничества в образовательной организации и поделилась управленческими решениями по организации наставничества в рамках сетевого взаимодействия, обозначила основные эффекты и результаты реализации программы наставничества. Виктория Михайловна Шевченко провела практикоориентированное мероприятие, продемонстрировав технологию «Большая стирка», которая успешно применяется специалистами Центра в наставнической практике на диагностическом этапе.
Особый интерес у присутствующей аудитории вызвал мастер-класс специалистов Центра на тему: «Расширение профессиональных компетенций педагога-психолога в области развития эмоционально-чувственной сферы детей через организацию совместной деятельности с родителями». Педагог-психолог Дьякова Валерия Павловна и педагог-психолог, методист Рахимова Татьяна Валентиновна в своем мастер-классе затронули актуальную тему организации совместной деятельности родителей и детей и дали практические инструменты в помощь специалистам образовательных организаций.
Все рассматриваемые на семинаре аспекты наставничества вызвали живой интерес у слушателей.
Всем присутствующим была предложена форма обратной связи, в которой педагоги могли отразить не только основные вопросы, которые возникли после семинара, но и поделиться своими предложениями по вопросам организации наставничества и формам дальнейшего взаимодействия. Через форму обратной связи участники семинара дали высокую оценку организации и содержательной стороне мероприятия, выразили слова благодарности и обозначили наиболее интересные для них формы и направления совместного взаимодействия в рамках наставнических практик. Кроме того, часть участников семинара выразили готовность быть включенными в базу потенциальных наставников и наставляемых Центра.
Пост-релиз по проведению мероприятия «Профессиональное выгорание педагогов: практические аспекты»
18.01.2024 г. на базе ГБДОУ детский сад № 28 Невского района Санкт-Петербурга в рамках флеш-наставничества педагогом-психологом ГБУ ЦППМСП Невского района Калашниковой Еленой Леонидовной был проведен практико-ориентированный семинар для педагогов детских садов района: ГБДОУ №25, ГБДОУ №27, ГБДОУ №28, ГБДОУ №37, ГБДОУ №38, ГБДОУ №78, ГБДОУ №83. Тема семинара: «Профессиональное выгорание педагогов: практические аспекты». Елена Леонидовна в рамках наставнической сессии осветила основные маркеры профессионального выгорания, рассказала о механизмах самопомощи при выявлении симптомов. Кроме того, был предложен диагностический материал, с помощью которого участники семинара смогли самостоятельно оценить у себя проявления профессионального выгорания. В заключение семинара педагоги имели возможность под руководством специалиста Центра поучаствовать в нескольких упражнениях, позволяющих проанализировать свои профессиональные установки и роли.
Семинар вызвал живой интерес у участников.
15.12.2023 заместитель директора по УВР Шевченко Виктория Михайловна приняла участие в мероприятии ГБУ “Информационно-методический центр» Фестиваль идей “Лаборатория наставничества”. На мероприятии свой опыт представили: ГБОУ № 693, ГБДОУ № 116, ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+», ГБУ ЦППМСМ Невского района Санкт-Петербурга.
Виктория Михайловна в своем докладе «Технологии наставничества: практические возможности» рассказала слушателям о реализуемых на базе Центра технологиях наставничества. Особенный интерес вызвала практическая часть, в которой присутствующим была предоставлена возможность самим поучаствовать в решении кейсов по наставничеству и ответить на вопросы «Кубика Блума» по рассматриваемой теме.
Команда ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга 06.12.2023 года в составе директора, педагога-психолога ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт – Петербурга Ирины Анатольевны Ульяновой; заместителя директора по УВР, методиста ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт – Петербурга Виктории Михайловны Шевченко; педагога-психолога, методиста ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт – Петербурга Натальи Викторовны Шейко; педагога-психолога ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт – Петербурга Кристины Николаевны Кураевой на церемонии торжественного награждения была объявлена лауреатом конкурса результатов инновационной деятельности «Сильные решения» в номинации «Инновации в образовании взрослых» с инновационным продуктом «Наставничество как стратегия современного образования: портфель наставника. Практическое пособие (из опыта работы)».
В конкурсе принимали участие государственные образовательные организации Санкт-Петербурга, находящиеся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга и частные образовательные организации Санкт-Петербурга, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности. Командами-участниками были представлены результаты инновационной деятельности в формате, готовом для экспертизы и последующего распространения в системе образования Санкт-Петербурга. В номинации «Инновации в образовании взрослых» в очном туре были представлены продукты инновационной деятельности 5 команд-участников: ГБДОУ детский сад № 26 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (Каталог-мотиватор для родителей и педагогов «РАСТЕМ ВМЕСТЕ»); ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга («Наставничество как стратегия современного образования: портфель наставника. Практическое пособие (из опыта работы)»); ГБОУ лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга (Практическое пособие «Лаборатория смыслового чтения»); ГБУ ДО ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга (Учебное пособие «Школьный познавательный туризм: традиции и инновации»); ИМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга («КУРС: Качество – Управление – Развитие – Сотрудничество» – Содействие развитию компетентности педагогов в процессе принятия эффективных управленческих решений на основе анализа результатов образования).
Продукт инновационной деятельности команды ГБУ ЦППМСП Невского района – Портфель наставника, представляет собой универсализированный опыт комплексного подхода, призванный облегчить и сделать более интересным и эффективным процесс наставничества, и может быть использован в работе руководителей и педагогических работников образовательных организаций региона. Разработка и внедрение комплексного методического обеспечения системы формирования и развития обновленной наставнической деятельности, в том числе на основе сетевого взаимодействия, представляет собой инновационный универсальный продукт, с поддержкой информационно-коммуникационных технологий, готовый к тиражированию.
Пособие содержит в себе описание основных управленческих решений от этапа разработки адаптированной к специфике учреждения программы наставничества до определения наиболее подходящих форм и моделей реализации программы; организационных основ с описанием каждого этапа реализации программы в Центре; методических разработок, в том числе с использованием программных средств и различных цифровых платформ, и образовательного контента, размещенного на официальной странице Центра. Внедрение продукта предполагает эффективное включение педагогов в процесс наставничества и достижение результатов взаимодействия наставнических пар (групп). В связи с этим был разработан методический конструктор, включающий в себя, в том числе, конкретные (!) техники и технологии.
17 ноября 2023 г. на базе ГБУ ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга прошел семинар-практикум на тему «Система психолого-педагогического сопровождения наставничества». Заместитель директора по УВР, методист ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт – Петербурга Шевченко В.М. рассказала слушателям об основных направлениях психолого-педагогического сопровождения наставничества, психологических проблемах, с которыми сталкиваются наставники и наставляемые в процессе наставнического взаимодействия и путях их преодоления, продемонстрировала основные техники и технологии психолого-педагогического сопровождения.
Слушатели приняли участие в онлайн игре «Квиз», где смогли не только познакомиться с возможностями ее применения в наставнической практике, но и проверить свои знания по рассматриваемой теме.
Вопросы, поднятые в ходе семинара, вызвали большой интерес у слушателей.
28 августа в рамках Большой педагогической недели на площадке ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга прошла Наставническая конференция «Психология образования: педагог-психолог в образовательном учреждении», совместно организованная ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга и ГБДОУ детский сад № 105 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга.
Вступительным словом открыла мероприятие главный специалист отдела образования администрации Невского района Санкт-Петербурга Жеребцова Ольга Николаевна.
Спикерами конференции были Ульянова Ирина Анатольевна, к.психол.н., директор, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, Быкова Елена Юрьевна, заведующий ГБДОУ детский сад №105 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга, Шевченко Виктория Михайловна, заместитель директора по УВР, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, Иванова Татьяна Анатольевна, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, Воробьева Анастасия Александровна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 105 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга, Ковалёва Ирина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №323 Невского района Санкт-Петербурга, педагоги-психологи ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Рахимова Татьяна Валентиновна и Дьякова Валерия Павловна.
Среди основных тезисов конференции можно отметить преемственность в работе педагогов-психологов ГБДОУ, ГБОУ, ГБУ ДО ЦППМСП, особую роль педагога-психолога во взаимодействии субъектов образовательных отношений, важное значение сетевого взаимодействия ГБДОУ, ГБОУ, ГБУ ДО ЦППМСП и другие.
Творческий коллектив ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга в лице заместителя директора по УВР, методиста В.М. Шевченко и методиста Т.А. Ивановой принял участие в мероприятии четвертого дня Большой педагогической недели на площадке ГБУ ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга.
В рамках “Творческой мастерской «Эффективные практики наставничества»” были представлены практики и технологии наставничества, реализуемые в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга. Особое внимание заслужила технология онлайн-игр в наставничестве. Выступающие представили опыт синтезирования технологии «Кубика Блума» и онлайн-игры «Квиз». Слушателям в режиме реального времени было предложено ответить на несколько вопросов, начинающихся со слов «Назови», «Придумай», «Объясни» и т.д.
В ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга состоялось итоговое мероприятие в рамках реализации дорожной карты программы наставничества в организации: были подведены итоги оформления наставнических практик совместной работы в кейсы; проведено торжественное награждение лучших наставников по результатам внутреннего конкурса лучших практик реализации программы наставничества в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга.
На Конкурс соискателями были представлены кейсы, включающие в себя персонифицированную программу наставничества, карту поэтапной реализации наставнической практики и стендовый доклад. По итогам работы жюри были определены три призовых места.
Грамотой за 1 место были награждены учитель-логопед Трошина Елена Сергеевна и учитель-логопед Зимина Карина Игоревна. Второе место было присуждено учителю-логопеду Атапиной Виктории Владимировне. Третье место – методист Масленникова Светлана Анатольевна и авторский коллектив: педагог-психолог Сампайу Антеро Да Круш (наставник) и социальный педагог Елагина Майя Валерьевна (наставляемый).
Все призеры были награждены грамотами и ценными призами.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
17–20 мая в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена прошли финальные мероприятия VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Арктур» 2023, организуемые Общероссийским Профсоюзом образования, для организаций, руководителей, педагогов, методистов и наставников системы дополнительного образования детей.
В организованной в 2023 году номинации конкурса «Педагог-наставник, реализующий программу наставничества», приняли участие сотрудники ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Шевченко Виктория Михайловна – заместитель директора по УВР, методист, и Атапина Виктория Владимировна – учитель-логопед, с проектом «Наставничество как стратегия».
В конкурсном проекте были отражены методологические и практические аспекты реализации персонифицированной программы наставничества в учреждении. Очный тур включал в себя этап с творческой самопрезентацией и этап с представлением управленческих решений, организационных основ и методических новаций при реализации программы наставничества в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга. Основные акценты в докладе были расставлены с учетом специфики организации работы Центра.
Виктория Михайловна и Виктория Владимировна получили дипломы финалистов VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Арктур» в номинации «Педагог-наставник, реализующий программу наставничества».
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
18 мая 2023 года прошел заключительный этап Открытого межрайонного конкурса наставнических команд “Лига проектов”, организаторами которого выступили ИМЦ Московского района совместно с ЦНППМ СПб АППО и ИМЦ Невского района. Конкурс направлен на выявление успешных управленческих, содержательных, организационно-методических подходов в реализации наставничества, научно-методической работы и других форм сопровождения педагогических работников в образовательных организациях Санкт-Петербурга.
В очном туре конкурса приняли участие коллективы образовательных организаций общего и дополнительного образования 4 районов Санкт-Петербурга.
В номинации «Точка роста» Победителем была объявлена команда ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, которую представляли директор, педагог-психолог Ирина Анатольевна Ульянова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист Виктория Михайловна Шевченко, методист Татьяна Анатольевна Иванова, педагоги-психологи Татьяна Валентиновна Рахимова, Юлия Николаевна Кудрявцева и Валерия Павловна Дьякова, учитель-логопед Карина Игоревна Зимина.
Специалисты Центра выступили с конкурсной работой «Как мы сделали процесс наставничества не только эффективным, но и интересным?», в которой представили успешные управленческие решения, методические новации, организационные подходы в реализации наставнических практик.
Команда рассказала, как в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района реализуется внутреннее наставничество в формах «специалист-специалист» и «специалист-обучающийся» и внешнее наставничество в формах «руководитель-руководитель», «специалист-внешний специалист» и «специалист-обучающийся»; как реализуются флэш-наставничество, традиционная и краткосрочная модели (стандартная сессия, последовательное наставничество, скоростное, групповое), модель РОСТ, параллельное наставничество. Осветили технологии, которые помогают процессу наставничества быть эффективным и интересным на всех этапах реализации.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
Роль семьи в организации благоприятного психологического климата в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, Березина Д.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, 27.04.2023
Апрельские наставнические чтения
Тема: Флэш-наставничество как форма взаимодействия специалистов Центра и ОУ
Апрель 2023
Тема: Флэш-наставничество как форма взаимодействия специалистов Центра и ОУ
Апрель 2023
Кейс-практикум «Кейс-технологии, как метод формирования и совершенствования профессиональных компетенций у педагогических работников и специалистов службы сопровождения»
Матузова Н.Н., педагог-психолог, руководитель РМО педагогов-психологов ОУ ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
Смирнова Е.М., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
Флэш наставничество как форма взаимодействия специалистов Центра и ОУ
Проективные технологии в формировании ответственной родительской позиции
Рахимова Т.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района
Дьякова В.П., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района
Дислексия
Зимина К.И., Трошина Е.С., учителя-логопеды ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
Дискалькулия.
Смирнова А.Л., учитель-дефектолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
Дисграфия
Атапина В.В., Завьялова М.Ю., учителя-логопеды ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
27 апреля 2023 года на базе ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга в рамках Года педагога и наставника был проведен четвертый семинар в формате флэш-наставничества, который завершил цикл очных районных мероприятий «Апрельские наставнические чтения» с общей темой: «Флэш-наставничество как форма взаимодействия специалистов Центра и ОУ». Для проведения мероприятия был выбран формат флэш-наставничества, при котором, гости были наставляемыми, а специалисты Центра – наставниками. На встрече присутствовали педагоги и специалисты службы сопровождения ОУ Невского района Санкт-Петербурга.
Мероприятие открыла заместитель директора, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга В.М. Шевченко. Виктория Михайловна поприветствовала слушателей семинара и рассказала об особенностях наставнической деятельности и роли наставничества в работе ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга.
Наставник Смирнова А.Л., учитель-дефектолог представила свой опыт работы по теме «Дискалькулия». Анастасия Леонидовна познакомила педагогов с подходами к понятию «дискалькулия», с видами дискалькулии. Актуализировала знания педагогов и специалистов службы сопровождения о необходимости учета специфических особенностей обучающихся с дискалькулией, которые необходимо учитывать как в работе с детьми, так и во время взаимодействия с родителями.
Наставники Атапина В.В. и Завьялова М.Ю. представили опыт работы по теме «Дисграфия». Виктория Владимировна и Марьяна Юрьевна не только рассказали о классификации дисграфии, о специфических ошибках на письме, но и предоставили возможность наставляемым самим проанализировать работы обучающихся. Данная работы вызвала активное обсуждение среди слушателей.
Наставники Зимина К.И. и Трошина Е.С. обсудили тему «Дислексия». Карина Игоревна и Елена Сергеевна осветили вопросы классификации дислексии и специфических ошибок, характерных для каждого из видов дислексии. На практическом материале наставляемые смогли попрактиковаться в оценке техники чтения и понимании прочитанного.
Все рассматриваемые на семинаре аспекты, связанные с учетом специфических ошибок письма, чтения и счетных операций, вызвали живой интерес у слушателей.
Всем присутствующим была предложена форма обратной связи, в которой педагоги могли отразить не только основные вопросы, которые возникли после семинара, но и поделиться своими предложениями по вопросам организации наставничества и формам дальнейшего взаимодействия.
Цикл мероприятий в рамках Года педагога и наставника «Апрельские наставнические чтения» дал возможность не только познакомиться с материалами, представленными специалистами ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, но и получить действенные апробированные инструменты наставнического взаимодействия.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
20 апреля 2023 года на базе ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга в рамках Года педагога и наставника был проведен третий очный семинар в формате флэш-наставничества в рамках «Апрельских наставнических чтений» с общей темой: «Флэш-наставничество как форма взаимодействия специалистов Центра и ОУ». Для проведения мероприятия был выбран формат флэш-наставничества, при котором, гости были наставляемыми, а специалисты Центра – наставниками. На встрече присутствовали представители администраций образовательных организаций, педагоги и специалисты службы сопровождения ОУ Невского района Санкт-Петербурга.
Мероприятие приветственным словом открыли заместитель директора по УВР ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Виктория Михайловна Шевченко и методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Татьяна Анатольевна Иванова.
Наставник педагог-психолог Смирнова Елена Михайловна представила совместный с педагогом-психологом ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Матузовой Надеждой Николаевной опыт в реализации наставнической практики по теме: «Кейс-технологии как метод формирования и совершенствования профессиональных компетенций у педагогических работников и специалистов службы сопровождения». Елена Михайловна представила наставляемым в рамках кейс-практикума алгоритм решения педагогических задач, а затем предложила приглашенным гостям решить несколько кейсов самостоятельно в индивидуальной и в групповой форме.
Кейс-практикум вызвал живой интерес и отклик у слушателей. Всем присутствующим была предложена форма обратной связи, в которой педагоги могли отразить не только основные вопросы, которые возникли после семинара, но и поделиться своими предложениями по вопросам организации наставничества и формам дальнейшего взаимодействия.
Педагогические работники образовательных учреждений, присутствовавшие на мероприятии, через форму обратной связи выразили слова благодарности, определили наиболее интересные для них формы и направления совместного взаимодействия в рамках наставнических практик.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
13 апреля 2023 года на базе ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга в рамках Года педагога и наставника был проведен второй семинар в формате флэш-наставничества, который продолжил цикл очных районных мероприятий «Апрельские наставнические чтения» с общей темой: «Флэш-наставничество как форма взаимодействия специалистов Центра и ОУ». Для проведения мероприятия был выбран формат флэш-наставничества, при котором, гости были наставляемыми, а специалисты Центра – наставниками. На встрече присутствовали представители администраций образовательных организаций, педагоги и специалисты службы сопровождения ОУ Невского района Санкт-Петербурга.
Мероприятие открыла директор, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга И. А. Ульянова. Ирина Анатольевна поприветствовала слушателей семинара и рассказала об особенностях наставнической деятельности и роли наставничества в работе ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга.
Наставники Дьякова В.П., педагог-психолог; Рахимова Т.В., педагог-психолог представили свой опыт работы по теме «Проективные технологии в формировании ответственной родительской позиции». Валерия Павловна и Татьяна Валентиновна во время проведения онлайн игры Квиз выявили профессиональные дефициты присутствующих слушателей по теме ответственного родительства. После чего в интерактивной форме познакомили с проективными технологиями, способствующими выявлению стилей общения, взаимоотношений в семье. Педагоги-психологи познакомили с методиками, которые педагоги могут использовать как в работе с детьми, так и во время взаимодействия с родителями.
Все рассматриваемые на семинаре аспекты, связанные с формированием ответственной родительской позиции, вызвали живой интерес у слушателей.
Всем присутствующим была предложена форма обратной связи, в которой педагоги могли отразить не только основные вопросы, которые возникли после семинара, но и поделиться своими предложениями по вопросам организации наставничества и формам дальнейшего взаимодействия. Педагогические работники образовательных учреждений, присутствовавшие на мероприятии, через форму обратной связи выразили слова благодарности, определили наиболее интересные для них формы и направления совместного взаимодействия в рамках наставнических практик.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
6 апреля 2023 года на базе ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга в рамках Года педагога и наставника был проведен первый семинар в формате флэш-наставничества, которым был открыт цикл очных районных мероприятий «Апрельские наставнические чтения» с общей темой: «Флэш-наставничество как форма взаимодействия специалистов Центра и ОУ». Для проведения мероприятия был выбран формат флэш-наставничества, при котором, слушатели семинара были наставляемыми, а специалисты Центра – наставниками. На встрече присутствовали представители администраций образовательных организаций, педагоги и специалисты службы сопровождения ОУ Невского района Санкт-Петербурга.
Мероприятие открыли начальник отдела образования администрации Невского района Санкт-Петербурга Любовь Ивановна Чалганская и заместитель директора по организационно-методической работе ГБУ «Информационно-методический центр» Невского района Санкт-Петербурга Татьяна Юрьевна Крипакова. Почетные гости поприветствовали слушателей семинара и рассказали о наставничестве в работе педагогических коллективов и в системе образования Невского района.
С общим докладом: «Наставничество как стратегия современного образования», выступили Ирина Анатольевна Ульянова, директор, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга; Виктория Михайловна Шевченко, заместитель директора по УВР, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга; Татьяна Анатольевна Иванова, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга.
И.А. Ульянова рассказала о важности наставничества в образовательной организации и поделилась управленческими решениями по организации наставничества в Центре. В.М. Шевченко провела онлайн игру «Квиз» по организационным основам взаимодействия в наставнической паре, а Т.А. Иванова продемонстрировала методические разработки в области современных технологий наставнической практики.
Об особенностях наставнической деятельности и роли наставничества в работе отдела профилактики девиантного поведения и наркозависимости ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга рассказала заместитель директора по УВР, социальный педагог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Виктория Эдуардовна Москвина.
Тема первого семинара из цикла очных районных мероприятий «Апрельские наставнические чтения», ее содержательное наполнение и выбранный формат встречи приобретают особую значимость в контексте Года педагога и наставника и внедрения целевой модели наставничества, отвечающей вызовам современности.
Все рассматриваемые на семинаре аспекты наставничества вызвали живой интерес у слушателей.
Присутствующим была предложена форма обратной связи, в которой педагоги могли отразить не только основные вопросы, которые возникли в ходе семинара, но и поделиться своими предложениями по вопросам организации наставничества и формам дальнейшего взаимодействия. Педагогические работники образовательных учреждений, присутствовавшие на мероприятии, через форму обратной связи выразили слова благодарности за представленный опыт реализации программы наставничества, определили наиболее интересные для них формы и направления совместного взаимодействия в рамках наставнических практик.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
27 марта 2023 года на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное наставничество: презентация актуальных практик» в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума на базе ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного образования Центра непрерывного повышения педагогического мастерства и Центра развития наставничества был представлен доклад Шевченко В.М., заместителя директора по УВР, методиста ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга и Ивановой Т.А., методиста ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, «Применение современных технологий в наставничестве как эффективный механизм устранения профессиональных дефицитов» в секции «Профессиональное наставничество с педагогическими работниками».
В своем докладе авторы отразили алгоритмы определения профессиональных дефицитов педагогов, основных трудностей и проблемных зон, механизмы уточнения запроса наставляемого по результатам выявленных затруднений и выбора наиболее оптимальных техник и технологий в наставническом взаимодействии на каждом из этапов.
Кроме того, была обзорно представлена персонифицированная программа наставничества, показаны нетривиальные подходы к организации взаимодействия наставнической пары, освещены примеры некоторых технологий – квест «Удивительное рядом», кластер «Новые знакомства», кейс-технология и другие.
Доклад вызвал у слушателей живой интерес, многочисленные вопросы и оживленную дискуссию. Заседание секции завершилось подведением итогов председательствующими.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
27 марта 2023 года на Всероссийской научно-практической конференции «Я в мир удивительный этот пришел…» в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума на базе ГБОУ школы №131 Красносельского района были представлены доклады:
Шевченко В.М., заместителя директора по УВР, методиста ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга и Ивановой Т.А., методиста ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, «Новые модели техники наставничества в образовательном процессе: возможности реализации и перспективы развития» в секции «Наставничество. Эффективный способ повышения качества образования в образовательной организации»
Атапиной В.В., учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга «Возможности использования интеллект-карт при реализации диагностического и обобщающего этапов программы наставничества».
В своих докладах авторы не только представили персонифицированную программу наставничества, показали техники и технологии, используемые на всех этапах реализации программы наставничества, но и провели мастер-класс по составлению интеллект-карты, решающую задачу знакомства нового специалиста со спецификой работы в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
17 февраля 2023 г. Шевченко В. М., заместитель директора по УВР, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга совместно с Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Санкт-Петербурга приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии», организованной Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Уральский государственный педагогический университет», Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели «стандарт», Научно-методическим центром сопровождения педагогических работников.
В рамках телемоста «Контуры наставничества в образовании» Виктория Михайловна в докладе «Методическое сопровождение педагогов района через наставническую практику в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга» познакомила слушателей с особенностями практики внешнего и внутреннего наставничества, реализуемыми моделями и формами, современными техниками и технологиями на каждом из этапов наставнического взаимодействия в рамках персонифицированной программы наставничества. Поделилась опытом организации флэш-наставничества в учреждении.
Тема телемоста «Контуры наставничества в образовании» охватила широкий спектр актуальных вопросов наставнического взаимодействия в образовательном процессе: наставничество как элемент сопровождения и подготовки квалифицированных кадров, как форма адаптации молодых специалистов, как ресурс непрерывного развития педагога и т.д.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
16.02.2023 в соответствии с планом ГБУ “Информационно-методический центр” состоялся вебинар “Персонализированные программы наставничества: лучшие практики”.
На вебинаре опыт представили: Шевченко В.М., заместитель директора по УВР, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга; Петрова Елена Николаевна, заведующая методическим кабинетом, методист, куратор по наставничеству ГБУ ДО “Правобережный дом детского творчества”; Залукаева Мария Дмитриевна, старший воспитатель ГБДОУ № 35; Липинская Мария Николаевна, методист ГБОУ № 627.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
31.01.2023 года специалисты ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга приняли участие в городской экспертной сессии «Флеш-наставничество «PRO-идеи», которая прошла на базе Центра непрерывного повышения педагогического мастерства Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Экспертами выступали: Зайцева Кристина Сергеевна, исполняющая обязанности заведующего ЦНППМ СПб АППО, заведующий Центром развития наставничества, Миюсов Владислав Александрович, специалист по учебно-методической работе Центра развития наставничества, Соппа Ольга Валерьевна, заместитель директора по организационно-методической работе ГБУ ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга.
Иванова Т.А., методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, и Шевченко В.М., заместитель директора по УВР, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, выступили с докладом «Опыт реализации наставнических практик. Организация «Флэш-наставничества» в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга», в котором рассказали об основных формах и моделях наставничества в учреждении, поделились опытом организации и курирования наставнических пар и групп, в частности, при реализации модели группового «Флеш-наставничества».
Особенный интерес вызвал дневник наставничества, разработанный в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга. Зайцева Кристина Сергеевна, исполняющая обязанности заведующего ЦНППМ СПб АППО рекомендовала опыт реализации наставнических практик в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга к тиражированию.
#ГодПедагогаПаставника, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставникаСПб
22 ноября 2022 г. На базе “Академии цифровых технологий” состоялось заседание Городского учебно-методического объединения Санкт-Петербурга: «Тьюторство и наставничество в дополнительном образовании».
На данном заседании выступили Шевченко В.М., заместитель директора по УВР, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга и Иванова Т.А., методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга с докладом «Опыт документарного сопровождения внедрения целевой модели наставничества в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга».
Виктория Михайловна и Татьяна Анатольевна познакомили участников Городского учебно-методического объединения не только с условиями разработки программы Наставничества в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, но и с разработанными документами для успешной реализации данной целевой модели.
Были представлены анкеты наставника и наставляемого, способствующие формированию базы наставников и наставляемых. Также был предложен Дневник наставничества, в котором отражается алгоритм работы наставника, план работы и дневник наставника.
Представленные документы положительно повлияли на результаты мониторинга наставничества (2021-2022 учебный год) в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
15 ноября 2022 года на базе ГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербурга в рамках РМО учителей-логопедов ГБОУ Московского района Санкт-Петербурга состоялся городской семинар «Актуальные вопросы логопедии».
На данном семинаре был представлен доклад Шевченко В.М., заместитель директора по УВР, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга «Особенности реализации наставничества в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга: опыт и перспективы». В своем докладе Виктория Михайловна познакомила участников городского семинара с особенностями разработки Программы Наставничества, с планируемыми результатами реализации программы. Подробно остановилась на формах наставничества, на целях и задачах наставничества, дала характеристику портрета участников.
Также Виктория Михайловна перечислила этапы реализации наставничества, осветила результаты мониторинга наставничества (2021-2022 учебный год), Познакомила с сильными и слабыми сторонами реализации программы наставничества в ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга.
23.03.2022 года методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга Шевченко Виктория Михайловна приняла участие в мероприятии, организованном Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования в рамках XII Петербургского международного образовательного форума.
На презентационной площадке «Наставничество: петербургский формат» были рассмотрены вопросы мотивации участников программы наставничества и конкретные практики развития наставничества на различных уровнях образования. Целью проведения мероприятия было обсуждение практик реализации единой целевой модели наставничества в образовательных организациях Санкт-Петербурга. Модератор мероприятия — Зайцева Кристина Сергеевна, заведующий ЦРН СПб АППО.
16 марта 2022 года на дистанционной площадке СПб АППО с докладом на тему «Специфика содержания и форм реализации модели наставничества в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга в контексте духовно-нравственного образования» выступили специалисты ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга: методист Шевченко Виктория Михайловна и социальный педагог, педагог-психолог Сенин Алексей Александрович.
Данное выступление состоялось в рамках вебинара с региональным участием «Центр духовно-нравственной культуры: открытая просветительская студия» по теме: «Наставник и наставничество в сфере духовно-нравственного образования»
Основными вопросами, обсуждаемыми в рамках вебинара, были: представления о современном наставничестве в ОУ; роли наставника и наставляемого; как организована система поддержки и передачи опыта.
Своим опытом поделились представители Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда.