В период с 3 по 4 апреля 2024 года в ЛГУ им. А.С. Пушкина проходил Международный научно-образовательный форум «Специальное образование XXI века».
Специалисты ГБУ ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга приняли участие в форуме, выступив с докладами на проектной сессии «Теоретические и прикладные аспекты логопедической помощи в системе образования».
Трошина Елена Сергеевна, методист, и Зимина Карина Игоревна, учитель-логопед, представили доклад «Особенности понимания эмоционального компонента текста младшими школьниками с ОВЗ». В выступлении была подчеркнута актуальность понимания эмоций партнера по общению школьниками с ОВЗ, в том числе и с ТНР, в связи с имеющимися трудностями социально-коммуникативного развития у данной категории детей. Специалисты представили методику и результаты исследования понимания эмоционального компонента текста младшими школьниками с дизартрией. В докладе были освещены особенности пересказа прослушанного текста и понимания эмоций героев школьниками с дизартрией, а также описаны возможности детей с этим речевым нарушением в области актуализации лексики алфавита эмоций и использовании предложений с прямой речью как показателя уровня понимания эмоций героев рассказа. Результаты проведенного исследования показали, что младшие школьники с дизартрией понимают эмоциональный компонент текста и передают его вербально недостаточно, по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием. В завершении выступления участники секции отметили практическую пользу представленного докладчиками материала.
Кузнецова И.С., учитель-логопед, выступила с докладом «Метод проектов как эффективная технология сопровождения семьи ребенка с ТНР». Логопедом была подчеркнута значимость проектной деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, а также освещены особенности ее реализации в условиях ЦППМСП. Ирина Сергеевна представила участникам секции реализованный ею проект «Приглашаем в гости всю семью», целью которого явилось расширение представлений о правилах поведения в гостях у детей с речевыми нарушениями. В выступлении были описаны способы работы по развитию лексико-грамматического строя речи, а также связной речи у детей с ТНР в рамках проекта, продолжительность, этапы и содержание деятельности, формы взаимодействия с родителями. Слушателями проектной сессии была отмечена практическая значимость выступления и актуальность включения проектов в образовательный процесс.