Трудоустройство и социальная адаптация лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью
Источник: Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Учебное пособие. – М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2017. – 416 с.
Авторский коллектив: Ворошилова Е.Л., Бажанова Е.В., Денискина В.З., Игнатова И.А., Кошечкина Т.В., Маллер А.Р., Морозов С.А., Морозова С.С., Речицкая Е.Г., Соловьева И.Л., Яхнина Е.З.
Проблема социализации лиц с выраженными нарушениями развития занимает в последнее время все большее место в специальной литературе. По нашим данным, во многих образовательных организациях для детей с нарушением интеллекта дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составляют в последнее время до 35–40% всего состава учащихся. Поэтому изучение дальнейшей социальной адаптации этих учащихся представляется весьма актуальным. С этой целью нами было проведено катамнестическое исследование умственно отсталых лиц, окончивших в разное время специальные классы коррекционных школ VIII вида Москвы, Перми. Было обследовано 72 человека в возрасте 19–21 года. Из них 48 человек было с умеренной умственной отсталостью, 24 человека – с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Всестороннее рассмотрение того, как они работают и живут, способствует, с одной стороны, анализу предшествующей коррекционно-воспитательной работы, с другой – позволяет оценить возможности этой категории инвалидов адаптироваться в обычных средовых условиях.
Интересующие нас данные мы получили путем изучения педагогической документации, наблюдения воспитанников в процессе трудовой деятельности, беседы с бывшими учащимися и мастерами производств, родителями. Анализ полученных материалов показал, что большинство инвалидов (14 чел.) трудятся рабочими зеленого хозяйства (озеленителями) в парках города. Так, инвалиды, бывшие учащиеся Центра социально-трудовой адаптации и профориентации для детей с недостатками умственного и физического развития г. Москвы, пройдя медико-социальную экспертизу и получив трудовые рекомендации, работают цветоводами в Главном ботаническом саду РАН или озеленителями – в парковых хозяйствах города. Работают эти лица как в бригадах, так и самостоятельно. Каждый член бригады выполняет определенную операцию, но в случае необходимости может заменить отсутствующего товарища. Мы придаем большое значение работе инвалидов в коллективе здоровых людей, т.к. в ходе совместной трудовой деятельности у них формируются и развиваются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма и т.д. Эти личностные особенности должны стать неотъемлемыми чертами их характера, определять в дальнейшем социально-трудовую адаптацию этой категории инвалидов. Инвалиды также работают на картонажных и обувных производствах, где выполняют простейшие неквалифицированные операции (8 чел.). Здесь следует отметить, что подобную работу получить для инвалидов очень трудно, т.к. в новых экономических условиях производство старается обеспечить даже малооплачиваемой работой прежде всего собственных работников. Работают грузчиками, разнорабочими, уборщиками, дворниками 6 человек. Это инвалиды с умеренной умственной отсталостью, физически крепкие молодые люди. Совместно с родителями работают санитарками в поликлиниках и больницах 2 человека. Лица с умеренной умственной отсталостью хорошо понимают, что за свой труд будут получать деньги, и размер заработной платы зависит от места и характера работы. Многие из них отдают деньги родным и близким, в отдельных случаях воспитанники проявляли желание самостоятельно купить современные вещи (джинсы, модную куртку, кроссовки и т.п.). У большинства умственно отсталых обнаружилась склонность к коллективному труду, единицы хотели бы работать индивидуально, объяснив это тем, что «сам больше заработаю». Не трудоустроены 42 человека ( 60% испытуемых). Прежде всего, это все лица с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Они или постоянно находятся дома, или заняты часть дня в общественных организациях инвалидов, занимаясь несложными видами ручного труда. Что касается лиц с умеренной умственной отсталостью (18 чел.), то у одних резко ухудшилось психическое состояние, и они были переведены на 1 группу инвалидности, другие не смогли найти работу в силу различных причин (далеко ездить, тяжелый физический труд, отказали в приеме на работе и т.п.). Оставаясь дома, они помогают в домашнем хозяйстве: убирают квартиру, занимаются мелкой стиркой, ходят в магазин и т.п. Рассматривая вопрос занятости лиц с проблемами развития, необходимо подчеркнуть, что постоянная работа означает для них не только возможность выполнения различных видов общественно полезного и производительного труда, но и многое другое. Прежде всего, занятость и определенная оплата труда позволяют таким людям в некоторой степени осознать свое место в социуме, определить жизненную позицию. Работа также обеспечивает лиц с ограниченными возможностями здоровья социальными связями, трудовая деятельность становится для них средством взаимодействия с другими людьми. И, наконец, учитывая, что этим людям свойственно придерживаться привычного жизненного уклада, именно постоянная работа позволяет им наиболее четко планировать свой день. Распорядок дня непосредственно расписан между дорогой, работой и отдыхом, что очень важно для организации жизни этой категории инвалидов. В ходе эксперимента мы просили руководителей производства объяснить, что, по их мнению, содействует или препятствует трудоустройству этой категории инвалидов. Как положительные были перечислены следующие их личностные качества: аккуратность, обязательность, необыкновенная старательность (люди с синдромом Дауна), способность долго заниматься однообразной трудовой деятельностью. В ходе исследования выявились причины, мешающие многим умственно отсталым устроиться на работу. В качестве основных можно назвать следующие: – внешность этих людей, отрицательное отношение работников к этой категории инвалидов; – крайняя медлительность, несформированность практических навыков, неумение адаптироваться к рабочей или бытовой ситуации; – повышенная опека в семье, не позволившая в свое время выработать у воспитанников трудовые навыки; – серьезные экономические изменения, связанные с социальным положением в стране.
Необходимо формировать в трудовых коллективах, где работают люди с проблемами развития, толерантное отношение к таким лицам, стремление понимать их проблемы. В свою очередь, лица с отклонениями в развитии должны обладать соответствующими практическими навыками, уметь вести себя в различных производственных ситуациях и соответствующим образом контактировать с окружающими. Особая роль отводится родителям, которые должны приучать детей к труду, что в дальнейшем скажется на процессе их социально-трудовой адаптации. Не так сложно бывает выработать у воспитанников элементарные практические навыки, как сформировать у них стойкую привычку и положительное отношение к систематической трудовой деятельности. Таким образом, как показало исследование, трудоустроено (занято) небольшое число инвалидов, что весьма отрицательно сказывается на состоянии самих инвалидов и, конечно, на всём жизненном укладе их близких. В свое время (до 90-х годов прошлого века) для этой категории инвалидов функционировала государственная система лечебно-трудовых мастерских (ЛТМ), работающих на базе городских (районных) психоневрологических диспансеров. Были организованы картонажное производство, различные сборочные работы и т.п. Проживая в семье, эта категории инвалидов могла трудиться в особо созданных условиях. У них был второй дом – мастерская, друзья, работа, привычная обстановка. В настоящее время система трудоустройства этих лиц разрушена. Каждое образовательная организация старается решить этот вопрос самостоятельно, организуя «надстройку» в виде разнопрофильных мастерских (Псковский лечебно-педагогический центр, Центр коррекции и развития «Детская личность» (Москва), школа Святого Георгия (Москва), коррекционная школа-интернат № 102 (Москва). Однако это все единичные случаи, и в своем большинстве эти инвалиды по окончании школы оказываются опять «запертыми» дома, теряя усвоенное ранее. Помимо изучения трудоустройства, занятости лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью мы выявляли их знания, касающиеся окружающего социального мира. Была составлена специальная анкета, в которую вошли вопросы, связанные с программными темами по такому предмету как «Окружающий социальный мир» (хозяйственная деятельность, торговля, связь, учреждения здравоохранения, предприятия бытового обслуживания, транспорт). Разработанные вопросы были предварительно апробированы на 15–17летних учащихся специальных классов образовательных организаций для детей с нарушениями интеллекта. В ходе апробации особое внимание было обращено на понимание учащимися значений слов и всего предложения. Оказалось, что в данном варианте опросник доступен многим учащимся с умеренной умственной отсталостью. Для воспитанников с более выраженными нарушениями данное исследование представляло большую сложность. Они часто отвечали бездумно, механически повторяли последние слова вопроса. В процессе работы с ними приходилось многократно повторять задания, нередко разыгрывать короткие сюжеты, связанные с той или иной темой, при этом вопросы максимально упрощались. Переходя непосредственно к анализу экспериментальных данных, необходимо отметить большую разницу в знаниях между испытуемыми вышеназванных групп. Лица с умеренной умственной отсталостью неоднократно бывали в магазинах, на почте, пользовались предприятиями бытового обслуживания и т.п. Это не могло не отразиться на уровне их адаптации. Так, испытуемые в достаточно полном объеме ориентировались в видах магазинов, могли объяснить их назначение. Они знали различные отделы продовольственных магазинов и универмагов, с помощью наводящих вопросов умели рассказать о правилах покупки в них товаров, приблизительно определить их стоимость (61% опрошенных). В остальных случаях или назывались неверные суммы, или испытуемые находили выход из затруднительного положения («На пачке написано», «Спрошу в магазине»). Что касается стоимости купленных в последнее время крупных вещей, то испытуемые в ней ориентировались плохо. Правильно называли цену приобретенных предметов одежды (куртка, пальто, костюм и т.п.) лишь 30% опрошенных с умеренной умственной отсталостью. Эти вещи не являются предметами повседневного спроса, часто приобретаются родителями без обсуждения с детьми, поэтому многие воспитанники, естественно, не знали их стоимости. Что касается воспитанников с более выраженными интеллектуальными нарушениями, то подавляющее большинство из них не знало стоимости продуктов питания, затруднялось объяснить очередной той или иной покупки, а также, чем следует руководствоваться при выборе товара. Можно было услышать такие ответы: «Вещь понравится – куплю», «Когда деньги есть» и т.п. Со слов родителей, воспитанники стеснялись идти в магазин, не умели выбрать товар, так как терялись при общении с продавцом (боялись спрашивать, стеснялись мерить вещи, не могли в магазине обратиться с просьбой к продавцу и т.п.). Рассказывая об основных статьях расхода, многие воспитанники правильно называли их (питание, одежда). Никто из них не учитывал стоимости оплаты квартиры и, тем более, досуга.
Касаясь знаний испытуемых относительно средств связи, необходимо отметить, что объем сведений у этих групп был различен. Большинство выпускников с умеренной умственной отсталостью правильно называли многие средства связи (телефон, почта, Интернет), могли рассказать, например, о назначении почты (66%). Ответы воспитанников были развернутыми, к своим высказываниям они старались давать некоторые пояснения, используя прошлый опыт. Так, испытуемые говорили, что были с родителями на почте, называли различные виды услуг, некоторые рассказывали о действиях посетителей при оформлении почтовых отправлений. Остальные 34% опрошенных среди средств связи называли лишь почту и телефон. Умственно отсталые с более выраженными нарушениями испытывали затруднения в точном определении конкретных служб, пытались ответить на поставленный вопрос с помощью характеристики предлагаемых услуг: «Письмо отправить», «Телеграмму дать» (ситуативные высказывания). Выявилось определенное число лиц, которые вместо средств связи перечисляли профессии: «почтальон», «тетя почту носит», «дядя телеграмму приносил» (17%). Относительно полные ответы с помощью наводящих вопросов были получены в 22% случаев против 66% в группе людей с умеренной умственной отсталостью. Что касается номеров срочного вызова и справочной службы, то их знает большинство умственно отсталых – 77 и 54%. Исключение составляет лишь телефон службы газа, который назвали соответственно 38 и 14% опрошенных. Анализ полученных материалов показал, что как в одном, так и в другом случае, подростки затруднялись точно ответить на вопрос: «Как можно по почте отправить коробку конфет, книгу?». В основном в их активном словаре были такие выражения, как «коробка», «посылка» (76 и 43% случаев). Лишь единицы называли программное слово «бандероль». В ходе обследования бытовой адаптации умственно отсталых выпускников мы выяснили, как часто они ездят в гости, совершают поездки к родным и близким в другие города и т.п. Полученные материалы свидетельствовали о том, что только некоторые молодые люди были в других городах (главным образом, в Подмосковье). Большинство же редко совершали дальние поездки, каникулы или отпуск проводили в городе. Такое положение не могло не сказаться на знаниях о транспортных средствах, правилах приобретения билетов и т.п. Полные ответы на вопрос о способах приобретения билета на междугородный транспорт были получены в 61 и 26% случаев. Рассказывая о получении билета, воспитанники говорили о том, что его можно заказать по телефону, купить в кассах железнодорожного вокзала. При этом некоторые из них вспоминали, как они ходили с близкими на вокзал, что наблюдали, т.е. использовали прошлый опыт. Отказы были получены в 39 и 73% случаях. Некоторые подростки пытались рассказать о тех людях, которых видели на вокзале. Но делали это довольно примитивно: «чемоданы возят», «сумки носят» (носильщики). Никто из выпускников не пытался описать вокзальную обстановку, не стремился определить профессиональную принадлежность работающих там людей. Умственно отсталые знали способы получения информации об отправлении (прибытии) междугородного транспорта. Достаточно полно об этом рассказали 58 и 22% испытуемых. Они говорили о том, что надо обратиться в справочное бюро, узнать на вокзале по расписанию, позвонить по телефону. Некоторые из воспитанников пытались при этом конкретизировать свои высказывания, опираясь на прошлый опыт («В Орел ездили, расписание купили»). В основном же они располагали частичными данными, их высказывания носили неполный характер, постоянно приходилось задавать наводящие вопросы. Умственно отсталые говорили, главным образом, о том, что время прибытия поезда можно узнать на вокзале. Отдельные воспитанники вполне логично отвечали, что время прибытия (отправления) поезда «можно спросить у тети на вокзале», «спросить у людей». Отказы были получены соответственно в 42% и 78% случаев. Некоторые испытуемые пытались найти мотивировку своим отказам: «У меня все здесь живут», «Папа все знает» и т.п., никто из них не стремился даже с помощью экспериментатора подыскать правильный ответ. Вместе с родителями, опекунами, а во многих случаях и самостоятельно воспитанники посещали предприятия службы быта, могли назвать конкретно те из них, которые находились в районе их места жительства (соответственно 43 и 29% опрошенных). Они знали различные ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские и т.п. Часть воспитанников имела об этих предприятиях весьма общие сведения, а о том, какие расположены в их районе, сказать не могли (38 и 44%). Главным образом, они называли «Ремонт обуви», «Химчистка», «Парикмахерская», другие виды услуг почти не указывались. Определенное количество испытуемых вначале не смогло назвать ни одного предприятия бытового обслуживания (19 и 30%). Только после наводящих вопросов умственно отсталые начали перечислять их, постоянно обращаясь к экспериментатору за поддержкой. Выпускники знали назначение различных медицинских учреждений. Однако объем информации был не одинаков. Полно рассказали о медицинских учреждениях, сообщив о больнице, поликлинике, диспансере, соответственно 24 и 15% опрошенных. Подавляющее большинство испытуемых располагало меньше информацией, они, в основном, сообщали о больнице и поликлинике (69 и 73%). Ответы остальных носили ситуационный характер «Зубной кабинет», «Кабинет врача» (7 и 12%). Подростки в своем большинстве ориентировались, в каких случаях вызывают скорую помощь, некоторые описывали эти ситуации: «Когда поели, отравился», «Температура высокая», «Если с сердцем плохо» и т.п. Многие случаи были связаны с личным опытом. Выпускники были достаточно информированы, при каких обстоятельствах люди обращаются в поликлинику или их кладут в больницу. Относительно поликлиники наиболее типичными были такие высказывания: «Если температура, то поликлиника нужна», «Когда болит что-нибудь» и т.п. Что касается больницы, то воспитанники часто рассказывали о случаях, происшедших в семьях: «Мама долго болела, и ее отправили в больницу», «Когда ноги больные», «Аппендицит был» и т.п. Относительно воспитанников с тяжелыми интеллектуальными нарушениями необходимо подчеркнуть, что они опять рассказывали о случаях, при которых люди обращаются в поликлинику. Мы также выявили у воспитанников, как можно вызвать врача на дом, на какие вопросы нужно быть готовыми ответить. Все указали на телефон, несколько человек сказали, что можно самим пойти в поликлинику. Большие трудности возникали в том случае, когда умственно отсталые обеих групп должны были рассказать, какая при вызове врача требуется информация. Никто из опрошенных не смог дать полного ответа. Одни говорили, что нужно назвать фамилию, адрес и возраст, но не сообщали о заболевании и температуре. Другие, наоборот – обращали внимание на то, что следует рассказать о болезни и температуре, и лишь в последний момент вспоминали о фамилии и адресе. В целом же определенное количество умственно отсталых молодых людей имели представление об организации медицинской помощи. Нас также интересовало, чем занимаются инвалиды в свободное время. Как показал опрос родителей, большинство из них смотрят телепередачи, посещают кинотеатры, гуляют. Некоторые читают сказки, рассказы для младшего школьного возраста, слушают записи популярных эстрадных песен, занимаются спортом (лыжи, велосипед). В большинстве случаев досуг этих людей организуют родители, общение инвалидов ограничено семьей и близкими родственниками. Проведенное исследование социально-бытовых знаний воспитанников показало, что введение в свое время в программу обучения этой категории детей такого предмета, как «Социально-бытовая ориентировка» сыграло важную роль в их бытовой адаптации. Многие бывшие воспитанники образовательных организаций для детей с нарушениями интеллекта достигли определенного уровня ориентировки в окружающем, усвоили общепринятые нормы и правила отношений между людьми. Вместе с тем, есть ряд вопросов, касающихся как совершенствования методов обучения, так и решения общих проблем организационного характера. В ходе обучения «Окружающий социальный мир» необходимо включать в уроки больше практически значимых тем, сюжетно-ролевых игр и экскурсий, усилить межпредметные связи с общеобразовательными предметами. Большое значение для социализации умственно отсталых имеет уровень развития коммуникативной функции речи. Многие выпускники, имея достаточно развитую фразовую речь, зачастую мало используют свои возможности из-за стеснения, боязни новой обстановки, незнакомых людей и т.п. Здесь необходимо максимально увеличить контакты с жизнью: проводить с воспитанниками экскурсии на почту, в магазины, на предприятия службы быта и т.п. В ходе их проведения у воспитанников будет повышаться активность и степень коммуникабельности, т.е. совершенствоваться уровень социальной адаптации. Мы считаем, что следует расширить программу по такому предмету, как «Окружающий социальный мир», учитывая все возрастающие процессы интеграции детей в общество. В кабинете по данному предмету должны быть в достаточном количестве натуральные предмету обихода или их образцы. Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, картины, разнообразные таблички типа «Универсам», «Почта» и т.п. Использование дидактического материала позволяет выработать у этих детей необходимые умения и навыки, которые в дальнейшем закрепляются в непосредственной практической деятельности учащихся, в их повседневной жизни. Таким образом, катамнестические данные свидетельствуют об определенной возможности социально-трудовой адаптации этой категории инвалидов, что особенно важно в плане их дальнейшей интеграции в общество. Вместе с тем в ходе исследования выявилось, что ни люди с выраженными нарушениями в развитии, ни общество во многих случаях не готовы к взаимодействую друг с другом. Прежде всего необходимы современные программы по социальному воспитанию лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями, окончившие специальные образовательные организации, центры социально-трудовой адаптации и т.п. Целенаправленная работа, проводимая в этом направлении, должна дать положительные результаты.
Нужна сеть «покровительственных мастерских», работающих в системе учреждений Министерства социальной защиты населения или обществ инвалидов. Следует открыть на муниципальных производствах места защищенного труда, где могли бы работать эти люди. Требуются законодательные акты, определяющие пути трудоустройства (занятости) этой категории инвалидов. Большой проблемой является организация жизни взрослых инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Так, в ряде регионов (Владимирская, Псковская, Ярославская обл., и т.д.) для этих лиц созданы дома «сопровождаемого проживания». В них постоянно или временно вне семьи живут инвалиды, занимаясь ремесленным или хозяйственно-бытовым трудом. Их жизнь сопровождают социальные работники и волонтеры (*Сопровождаемое / поддерживаемое проживание людей с нарушениями развития / Материалы двух конференций в Санкт-Петербурге: апрель 2010, октябрь 2011. Гатчина, 2012).
Непосредственно с вопросами социализации этой категории инвалидов связана проблема толерантности нашего общества. Исследования и практика жизни показывают, что социум, обыватели не готовы к взаимодействию с этими лицами (чего стоит случай, когда в Москве в океанариум не пустили детей-аутистов с родителями, чтобы не смущать посетителей.) Да и откуда надо было взяться этому взаимодействию!? Десятилетиями эта категория инвалидов была «закрыта», «замурована» в детских, а затем во взрослых учреждениях Министерства социальной защиты населения (большинство из них находится там и поныне) и лишена всяческих контактов. Несомненно, есть инвалиды с тяжелейшими и множественными дефектами развития, которые, вероятно, должны постоянно находиться в специальном учреждении. Однако многие лица с выраженными нарушениями развития могут жить в нормальных средовых условиях и быть в определенной степени адаптированы к социуму. При этом в обществе следует стимулировать толерантное отношение к подобным людям. Учитывая важность данной проблемы, нами был разработан проект «Дети как дети. Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья». Работа над проектом строится на основе следующих принципов: – гуманизма, эмпатии к детям с ОВЗ; – комплексного подхода к процессу воспитания толерантности к детям с ОВЗ и их семьям;
– педагогического оптимизма по отношению к возможностям детей-инвалидов; – создания равных возможностей для здоровых детей и детей-инвалидов для образования, занятий спортом, освоения культурных и духовных ценностей; – стимулирования собственной активности детей-инвалидов и их семей с целью социализации ребенка с ОВЗ. Сущность настоящего проекта заключается в том, что, с одной стороны, идет воспитание в обществе толерантного отношения к людям с проблемами развития, с другой – совершенствование у детей-инвалидов в ходе их обучения навыков социальной коммуникации. К настоящему времени по проекту проделана большая работа. Нами совместно с Центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобрнауки РФ в Еврейском музее и центре толерантности была организована выставка изобразительной деятельности детей-инвалидов. Ее экспозиция была основана на принципах педагогического оптимизма – все дети обучаемы, имеют потенциальные возможности для развития и овладения социально-коммуникативными изобразительными навыками. Чрезвычайно интересным было общение воспитанников с посетителями выставки. Многие авторы старались привлечь людей к своему рисунку, рассказывали о его содержании. Посетители выставки отметили стремление детей к контакту (вербальному или жестовому); организованность детей, их адекватное поведение. В ходе реализации проекта на базе образовательной организации для детей-инвалидов открыта «Семейная гостиная». Здесь родители общаются между собой, делятся друг с другом специальной литературой и т.п. При необходимости они могут получить консультацию различных специалистов: врачей-психиатров, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов. Кроме этого, в рамках проекта для родителей нами издана книга «У вас особенный ребенок» (Маллер А.Р. «У вас особенный ребенок». М., 2014). На доступных примерах показано, как воспитывать и обучать детей-инвалидов, прививать им навыки самообслуживания, развивать речь, учить играть и выполнять несложные задания, связанные с жизненными ситуациями. Даны описания игр и дидактических упражнений, направленных на развитие познавательной деятельности детей. Рассматриваются возможности пути интеграции таких детей в общество.
Издана книга, написанная молодым человеком с синдромом Дауна А. Воробьевым «Поет моя душа». Книга очень интересная, автор рассказывает о своей повседневной жизни, описывая встречи с близкими ему людьми. Мы считаем, что на примере этой книги показаны потенциальные возможности подобных людей, их способность жить и развиваться в нормальных средовых условиях (Воробьев А.А. Поет моя душа. Москва-Егорьевск, 2014. Согласно плану проекта нами были проведены семинары, межрегиональные и международные конференции, освещающие идеи проекта, его значимость в плане воспитания в социуме толерантного отношения к людям с проблемами развития. Важность и актуальность проекта подтверждается письмом Минобрнауки РФ от 17 сентября 2014 г. № 09-1676, в котором предлагается образовательным организациям разрабатывать специальные программы, направленные на формирование среди детей и молодежи толерантного сознания. Таким образом нам видится комплексная система социализации лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Необходимо их сопровождение различными социальными службами не только в период социально-трудовой адаптации, но и на протяжении всей жизни.
Список литературы
1. Абрамова Л.В. Формирование коммуникативной культуры у лиц юношеского возраста со сложными нарушениями развития в условиях реабилитационного центра // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2013, № 1.
2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.
3. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация. Самара, 2010.
4. Нурлыгаянов И.Н. Представление о человеке с нарушениями интеллекта в современном российском обществе // Дефектология, 2012, № 5.
5. Пономарева И.М. Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями как одна из составляющих образовательного процесса // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2015, № 1.
6. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М., 2003. 7. Трофимова В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде. Монография. Самара, 2011.
8. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2005.
9. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. М., 2003.