Банк профессий
Примерный перечень специальностей, по которым обучаются инвалиды и лица с ОВЗ в образовательных организациях профессионального и высшего образования
Профессиональная подготовка для лиц с ограниченными возможностями с Санкт-Петербурге
Полезные ссылки по профориентации детей с ОВЗ
Профессиональное самоопределение, самосознание и путь к профессионализму
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio – род занятий и фр. orientation – установка) – это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии с учетом особенностей личности.
Если рассматривать профориентацию как многоаспектную, целостную систему научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации, то на схеме компоненты (подсистемы) целостной системы профориентации, она может быть представлена следующим образом.
Таким образом, целостная система профориентации состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Организационно-функциональная подсистема – деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии.
Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение обучающихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.
Личностная подсистема – личность ребенка рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию.
Профессиональная ориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных в конечном итоге на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда (Е.М. Старобина).
По мнению Тюрина А.В., в профориентации следует выделять следующие аспекты:
– социально-экономический;
– психолого-педагогический;
– медико-физиологический.
С экономической точки зрения профориентация – это процесс управления выбором профессии и места работы в соответствии с потребностями общества и возможностями личности.
Социальное направление профориентации состоит в формировании ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении человека.
Психологическое – в изучении личности обучающегося, изучении и оценке профессионально значимых свойств и качеств личности, а также различных типов деятельности и профессий.
Педагогическое направление проявляется при организации профессионального обучения обучающихся и ведет к формированию у них профессиональных интересов, соответствующих психофизическим и физиологическим особенностям личности воспитанника.
Педагогическое направление проявляется при организации профессионального обучения обучающихся и ведет к формированию у них профессиональных интересов, соответствующих психофизическим и физиологическим особенностям личности воспитанника.
Цель профессионального образования последовательно достигается на всех этапах получения профессионального образования. А начальные навыки профессионального образования, постановка цели, происходит в школе. Для лиц, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья с детства приобщение должно происходить как можно раньше.
Профессиональная ориентация, отмечает в своей работе «Стратегия профориентационной работы в школе» к.п.н. Лузан С.С., это «…обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры. Оно проявляется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также в проведении комплекса специальных мер содействия ученику в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и социально-экономической ситуации на рынке труда».
Таким образом, профориентация – это сложный, противоречивый и длительный процесс, который начинается в дошкольном возрасте и продолжается до момента сознательного выбора профессии в юности.
Далее рассмотрим этапы профориентации в наиболее общем виде.
На первом этапе – предварительном – решаются следующие задачи:
– формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;
– развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков;
– формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения;
– формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.
Данный этап начинается, по мнению большинства ученых, в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть, когда у ребенка завершается процесс развития рефлексии.
Второй этап – диагностический – включает в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его заболевания.
Третьим этапом является формирующий, на котором происходит:
– развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности;
– развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности;
– сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей (что требует совместных усилий родителей, воспитателей, психологов и других специалистов и проявления особого такта в беседах, затрагивающих эту, порой болезненную для ребенка тему);
– содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.
Наряду с этапами целесообразно выделить также и подходы к профориентации, в рамках которых предполагается поэтапное решение ее задач. Эти подходы реализуются в зависимости от условий и особенностей контингента. Так, В.В. Пряжников выделяет следующие подходы:
– социализирующий,
– личностно-ориентированный,
– справочно-просветительский,
– текстологический,
– «глубинный» психологический или психоаналитический,
– гуманистический,
– организационно-управленческий, рационалистический,
– воспитательный,
– подход «частичных услуг»,
– активизирующий.
В современной психологии выделены следующие возрастные этапы, с которых можно начинать профориентационную деятельность:
– младший возраст:7 – 10 лет,
– средний школьный: 11 – 13 лет,
– первый старший школьный возраст: 14 – 16 лет,
– второй старший школьный возраст: 16 – 18 лет.
Каждый из перечисленных возрастных этапов имеет свои цели и содержание профориентационной работы.
Важно отметить, что границы молодежного возраста подвижны и зависят от воздействия разных факторов:
– социально-экономического развития общества, достигшего нужного уровня благосостояния и культуры;
– продолжительности жизни людей;
– расширения границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в организацию профессионального образования или устроиться на работу. Достигая профессиональной зрелости к 30 годам, молодой человек создает семью, достигает определенного положения в обществе.
Общей целью системы профессионального образования является:
– формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности;
– способности к гибкому изменению деятельности и мышления;
– к освоению новых знаний;
– приобретению многофункциональных умений, отвечающих запросам современного и перспективного рынка труда, обеспечивающих профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников профессиональных образовательных организаций.
Профессия – это не только возможность занятости, но и творческая, всесторонняя реализация личности. Отсюда вытекает, что цель профессиональной ориентации для профориентолога – помочь человеку правильно и рационально выбрать профессию в соответствии с его возможностями и склонностями, воспитать профессионала, способного приносить пользу обществу. Этим обусловлена и цель профессиональной ориентации для молодежи – ориентация на трудовой образ жизни, выявление и развитие способностей и интересов, самооценку в соответствии с избираемой профессиональной деятельностью.
При возрастающих требованиях современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в большей степени актуализируются проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части обучающихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии. А, как известно, незанятость молодых людей ведет к негативным проявлениям, как в сфере экономики, так и в сфере социальной жизни общества. С ростом числа незанятого населения складывается «нерациональная структура занятости». Необходимо отметить, что наиболее востребованными и перспективными на рынке труда являются рабочие профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья