Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи
Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, ул. Новоселов, д. 11, лит. А
(812) 409-72-04

Проект "Растем вместе"

Я в мир удивительный этот пришел

Счастье — это когда тебя понимают...
(цитата из фильма «Доживем до понедельника»)

Под этой фразой подписались бы и взрослые, и дети. Однако, родителям надо знать, что взаимного понимания можно достичь, придерживаясь универсальных несложных и простых принципов и правил общения с ребенком с самого его рождения. Об этом пишет в своей замечательной книге «Общаться с ребенком. Как?» известный ученый и замечательный педагог Юлия Борисовна Гиппенрейтер.

Мы хотим познакомить вас, уважаемые родители, с наиболее значимыми, с точки зрения специальных педагогов (логопедов, сурдопедагогов, учителей-дефектологов) советами из этой книги.

Принципы и правила общения с ребенком

1. Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

2. Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
Примечание: неплохо то же делать и по отношению ко взрослым.

3. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

4. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были.

5. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.

6. Учитесь слушать ребенка (быть «активным слушателем»).
Вот некоторые правила беседы с ребенком: во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе;
во-вторых, избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Положение по отношению к ребенку и поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том;
в-третьих, «возвращайте» в диалоге то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Для этого лучше всего, если беседуя с расстроенным или огорченным ребенком, вы не будете задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например: ребенок: «Вова плохой!». Родитель: «Ты на него обиделся».

7. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

8. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

9. Соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Идея такова: бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше изменить чтото вне его, в данном случае — свои ожидания.

10. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это предполагает необходимость проявления чувства меры, особую мудрость в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».

11. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

12. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

13. При требовании или запрете, необходимо его аргументировать и разъяснять. Предвидя трудность ребенка в выполнении требования, обсуждать ее с ним заранее.

14. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

15. Создайте запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком:
(советы из книги Чудко Л.С. «Нарушения поведения и развития у детей. Книга для хороших родителей и специалистов»)

- Отвлеките ребенка от его капризов.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
- Предложите выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
- Задайте неожиданный вопрос.
- Отреагируйте неожиданным для ребенка образом (пошутите, повторите действия ребенка).
- Не запрещайте действия ребенка в категоричной форме.
- Не приказывайте, а просите (но не заискивайтесь).
- Выслушайте то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
- Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Сфотографируйте ребенка или поведите его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
- Оставьте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
- Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Версия для слабовидящих Телефоны
служб помощи в кризисных ситуациях

Независимая оценка
качества образования

Планы Центра

Лекторий для родителей

Родительский клуб

Отзывы

Успехи и достижения

Противодействие коррупции

Учащимся

Педагогам

Родителям

Наши партнеры

Полезные ссылки